В субботу на греческом острове Корфу Россия и НАТО впервые после августовских событий прошлого года провели Совет на уровне министров иностранных дел, на котором было объявлено о возобновлении сотрудничества на политическом уровне. Впрочем, это не означает, что стороны смогли хоть на сантиметр приблизится к решению таких острых спорных тем, как, например, ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии. Чем западные журналисты были несказанно разочарованы.
За последний год именно вокруг этого Совета появилось максимальное количество слухов, домыслов и провокационных заявлений. Именно этот Совет одни старались задвинуть в самый долгий ящик, а другие созвать как можно быстрее. Дело дошло до того, что для срыва намеченного на май Совета на уровне глав МИД в Брюсселе организовали высылку двух российских дипломатов, обвинив их в шпионаже.
В Москве же были искренне разочарованы. В первую очередь тем, что Альянс отказался от контактов в тот самый момент, когда в августе прошлого года после нападения грузинских войск на спящий Цхинвал возможно впервые для Совета Россия-НАТО нашлась настоящая работа. Безусловно, консультации по другим чуть менее горячим темам тоже важны. Однако в августе Брюссель явно девальвировал саму идею Совета Россия-НАТО. На исправление своей ошибки у натовцев ушло чуть больше десяти месяцев. При этом нельзя сказать, что работа над ошибками уже окончена. На Корфу это читалось практически в каждом наполненным оптимизмом заявлении натовских министров.
Всем было понятно, что на греческий остров стороны едут мириться. Тем не менее не было ясно, какими заявлениями будет обставлена процедура совместного выкуривания трубки мира. Западные журналисты не скрывали, что они рассчитывают услышать от российского министра иностранных дел Сергея Лаврова если не сенсационное заявление о том, что Россия ради дружеских отношений с НАТО отказывается от признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии, то уже точно надеялись, что Москва хотя бы намекнет на подобные поворот в своей внешней политике в ближайшем будущем. Грузинские журналисты явно готовились сообщить, что натовские министры убедили российское руководство возобновить контакты с Михаилом Саакашвили, как с равноправным партнером.
Но ни того, ни другого, ни третьего не произошло. Глава МИД России говорил и на Совете, и на итоговой пресс-конференции подчеркнуто миролюбиво, но идти на попятную, очевидно, не входило в его планы. "Много слов звучало о важности восстановления доверия, - рассказывал он журналистам, о том, что происходило за закрытыми дверьми. - Мы целиком за". Но на вопрос о возможности возвращения Южной Осетии и Абхазии в границы Грузии Лавров ответил: "Наши решения необратимы. Их надо учитывать в реальной работе". В этот момент все мировые информагентства выпускали срочные сообщения.
Грузинским журналистам, которые спросили, когда Россия собирается возобновить свои отношения с Грузией, российский министр сказал: "Не Россия разрывала отношения с Грузией. Отношения с Россией разорвала Грузия. Так что этот вопрос не ко мне". При этом он многократно подчеркнул, что Москва за возобновление полноценных консультаций в рамках Совета Россия-НАТО. Для начала на политическом уровне, а затем можно будет говорить о военном. В первую очередь, речь пойдет о спасательных операциях и проведении совместных учений.
Что в ответ заявили натовские министры? Поняли ли они свою ошибку? По словам Лавров, во время разговоров в узком кругу многие из присутствовавших на встрече на Корфу министров признавались, что сильно погорячились, когда в августе прошлого года решили прекратить работу Совета. "Но в широком формате звучат совсем другие заявления. Наверное, это объясняется различными жанрами общения", - добавил он. Иными словами, официально НАТО продолжает считать, что действовало адекватно. И все же прогресс явно налицо. Правда, вместо того, чтобы начать совместный поиск решения на такие трудные вопросы, как Закавказье, ДОВСЕ или ПРО, натовские министры пока предпочитают упражняться в красноречии.
Если суммировать их заявления по итогам встречи в Корфу, то первые три места в этом негласном соревновании выиграли генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, его официальный представитель Джеймс Аппатурай и глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмаер. Первый объявил: "Я не вижу, как мы сможет в ближайшее время решить проблему Грузии. Но я уверен, что Грузия не должна нам мешать вести работу на других фронтах". Аппатурай был настроен куда поэтичнее, сообщив: "Мы не хотим, чтобы противоречия вокруг Грузии отравляли наши отношения с Россией. Главное, что мы вернулись к бизнесу". А Штаймаер добавил: "Совет Россия-НАТО не должен превратиться в орган, выполняющий ритуальные функции, в котором стороны лишь повторяют старые упреки".
При этом Схеффер признался: "Список областей, в которых мы должны сотрудничать, очень и очень длинный". Иными словами в Брюсселе, наконец, осознали, что Совет Россия-НАТО нужен далеко не только Москве. Другой вопрос, способен ли Альянс от красивых фраз перейти к реальному сотрудничеству и дательному обсуждению проблем?