Антимонопольная служба берет под жесткий контроль электронные аукционы
Завтра, 1 июля, вводится новый порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. В ближайшее время на электронные торги должны быть выставлены госзаказы на миллиарды рублей, для чего уже создаются электронные площадки. О том, как они будут работать, "РБГ" рассказывает начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев.
- Сколько всего будет электронных площадок?
- Максимум пять штук. Дело в том, что на аукционах есть свои проблемы. Это сговор. Чтобы бороться с ним, мы сейчас вводим электронный аукцион на ограниченном количестве электронных площадок. Иначе нас ждет бесконтрольность и резкий рост коррупции. Мы не можем допустить, чтобы на липовых электронных аукционах непонятно куда уходили контракты стоимостью в миллиарды. Кроме того, это вопрос ликвидности площадок, открытости и прозрачности процедур.
- Какие требования будут предъявляться к электронным площадкам?
- Крайне жесткие. Должна быть исключена возможность самой площадки повлиять на ход торгов. Конечно, потребуются серьезные финансовые вложения, обеспечивающие информационную безопасность. Работа таких площадок будет находиться под постоянным контролем Федеральной антимонопольной службы.
- Сколько может сэкономить государство как заказчик на электронных торгах?
- В 2006-м на госзаказе удалось сэкономить 106 млрд рублей, в 2007-м - уже 168 млрд, а по итогам 2008 года - 220 млрд рублей. Всего за три года - 494 млрд рублей, т.е. почти полтриллиона. И это без учета экономии на муниципальном уровне! Динамика говорит сама за себя.
При этом главных факторов экономии три: 1) замена произвольной предварительной квалификации на экономические гарантии обеспечения обязательств со стороны поставщиков, что исключило допуск к госзаказу компаний в зависимости от субъективных предпочтений сотрудников госзаказчика и обеспечило саму возможность предпринимателям участвовать в госзаказе; 2) твердая цена контрактов; 3) введение аукционов.
Когда проходят конкурентные аукционы, сразу видно, насколько каждый аукцион - конкурентная процедура. Цены падают и в двадцать, и в сорок раз. К примеру, по лекарствам, вакцинам, когда начальная цена была 3,5 миллиарда рублей, то конечная - уже миллиард. Другой лот: 40 миллионов начальная цена, 900 с лишним тысяч - конечная. Чувствуете разницу? И такое снижение есть и по другим сферам - от поставки продуктов питания до строительства. При этом если бы не было конкурентной процедуры, цена заключенных контрактов всегда была бы такой же, как и начальная стартовая цена.
- Победитель аукциона определился. Предложил минимальную цену. Но что ему делать, если инфляция, растут цены на комплектующие, на электроэнергию, ставки по кредитам?
- Действует правило твердой цены. Это когда цена контракта после его заключения на торгах при любых обстоятельствах вырасти по соглашению сторон или в одностороннем порядке уже не может. Правило твердой цены очень сильно дисциплинировало и предпринимателей, и заказчиков. Конечно, инфляция меняется. Да и прогнозы бывают разные. В любом случае, госзаказ - это предпринимательская деятельность и всегда содержит в себе предпринимательские риски. Твердая цена контракта принесла понимание поставщикам и подрядчикам, что эти риски нужно просчитывать, потому что потом никто не придет и не добавит денег из бюджета. А если добавит, то это будут очень серьезные проблемы с контролирующими и правоохранительными органами.
- Закон N 94-ФЗ действует уже три года. Удалось заказчикам создать действительно конкурентную среду?
- Многие работу наладили, и многие заказчики создали по-настоящему конкурентную среду, получают значительную экономию бюджетных средств. Однако есть и те, кто к этому даже не стремится. 94-ФЗ принципиально изменил ситуацию в госзаказе. Действовавшее до 1 января 2006 года законодательство в этой сфере предоставляло госзаказчикам практически неограниченные возможности как при допуске участников, так и при их оценке. Да и саму информацию о размещаемом заказе получить было непросто - размещалась информация только в печатных СМИ, некоторые из них найти было практически невозможно. А с 94-ФЗ законодательство стало юридически жестким. Вся информация в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте. Возможность выставлять произвольные требования к участникам исключена и заменена на финансовое обеспечение обязательств по контракту. Если не прописаны заказчиком изначально требования по качеству, высока вероятность получить некачественный товар, работу или услугу. Осуществляет заказчик авансовые платежи или не выставляет требование о предоставлении финансовых гарантий обеспечения обязательств по контракту - имеет все шансы получить проблемного поставщика или подрядчика. Теперь, чтобы работать в госзаказе, надо быть профессионалом.
- То есть замена административного механизма при допуске на экономическую мотивацию при предоставлении финансовых гарантий принесла результаты?
- Именно это, и в первую очередь. Если предприниматель не выполнил в срок, установленный контрактом, свои обязательства, он не только денег не получит, но и к банку, выдавшему гарантию, будут предъявлены финансовые претензии. Конечно, банк просто так гарантию давать не будет - он должен быть уверен, что компания надежная и контракт исполнит. Есть вопросы к качеству работы страховых инструментов, поэтому мы будем постепенно исключать их из сферы обеспечения обязательств на госзаказе. Но в любом случае экономическая мотивация - наиболее сильная мотивация предпринимателей качественно выполнять свои обязательства, ведь все предприниматели идут на госзаказ получать прибыль, а не убытки. Так что в законе заложен рабочий конкурентный экономический механизм, который по понятным причинам может не всем нравиться, но за последние годы он доказал свою состоятельность.
- Много жалоб у поставщиков приходилось на формальные причины их отклонения от участия в тендерах, в первую очередь на неопределенность требований к оформлению заявки...
- В декабре 2008 года были внесены изменения в закон, и этот недостаток был устранен. Мы прописали закрытый перечень требований к оформлению заявок и определению правоспособности участников, после чего количество жалоб предпринимателей, связанных с этой проблемой, резко уменьшилось.
- А вообще жаловаться меньше стали?
- Больше. Динамика роста поступающих в ФАС жалоб впечатляет. За 2006 г. - 2443 жалобы, за 2007 г. - около 10 000, а за 2008 г. - уже более
14 000 жалоб. Думаю, что в этом году их будет больше 20 000. Предприниматели поняли, что у них появился инструмент защиты своих прав. И при этом количество обоснованных жалоб, т.е. нарушений со стороны заказчиков, снизилось с 58% до 43%. Это хороший признак - система госзаказа постепенно выздоравливает.
- Бюджетное законодательство, Бюджетный кодекс сегодня не создает у заказчиков мотивацию получения экономии, развития конкуренции. Как решить эту проблему?
- Проблема есть. Под конец года все пытаются тем или иным способом все свои средства потратить. У нас даже термин такой есть - "освоить" бюджетные средства. Мы же с вами, когда идем в магазин, не говорим: "Пойду, освою пять тысяч". А с бюджетными деньгами все к 1 января пытаются в любом случае расстаться. Иначе - срежут лимиты на следующий год, да еще и претензии будут по неосвоенности выделенных средств.
- Как заставить заказчиков экономить?
- Необходимо модернизировать бюджетное законодательство. Надо создавать у заказчиков мотивацию проводить по-настоящему конкурентные торги и получать экономию. Например, было бы правильно разрешить заказчикам в определенном размере самостоятельно осуществлять перебрасывание сэкономленных бюджетных средств на другие виды расходов. И, конечно, надо создавать стимулы не только у заказчика как у юридического лица, но и у тех людей, которые работают в комиссиях или делают документацию торгов. Без этого вся работа во многих случаях строится исключительно на голом энтузиазме или на страхе применения санкций. Это неправильно.
- Что еще необходимо исправить в системе госзаказа?
- Еще необходимо сделать короткую судебную процедуру, уложив две инстанции максимум в один-полтора месяца. Это существенно облегчит жизнь и предпринимателям, и в первую очередь заказчикам. У нас есть идеи, как это сделать, будем реализовывать.