В пятницу и субботу в самом центре Москвы на Пушкинской площади сотни раз нажимали красную кнопку. При этом американская ПРО не приводилась в состояние повышенной боеготовности. Акция "Российской газеты" была хоть и мирной, но все же "нацеленной" на визит в Москву президента США Барака Обамы.
Два дня с двенадцати до часу любой житель и гость российской столицы мог не только передать личное послание главам России и США, но и в прямом смысле этого слова прикоснуться к истории. Два десятка теле- и фото камер беспристрастно фиксировали, как на Пушкинской площади и стар и млад давил на уникальный музейный экспонат. Для того, чтобы акция "Перезагрузи отношения Америки и России" состоялась, "Российская газета" обратилась к министру иностранных дел России Сергею Лаврову с просьбой предоставить на два дня единственную в своем роде красную кнопку. И глава внешнеполитического ведомства, за что мы ему благодарны, отдал соответствующее распоряжение.
Долгие годы в сознании сначала советских людей, а затем и россиян красная кнопка однозначно ассоциировалась с пуском баллистических ракет и началом третьей мировой войны. У американцев ассоциативный ряд был схожим, а красный цвет вообще воспринимался крайне враждебно. В Вашингтоне то и дело вспоминали про "красную угрозу", "красную машину" и "красный телефон", который появился во времена Карибского кризиса.
И вот в Белом доме в начале этого года появился новый хозяин - демократ Барак Обама. Пессимисты предрекали, что при нем российско-американские отношения могут стать даже еще хуже, чем при правлении республиканца Джорджа Буша. А ведь не для кого не секрет, что тандем Буш-Райс сделали многое для возвращения ко временам "холодной войны". Впрочем, были и оптимисты, которые заявляли - Обама в первую очередь займется исправлением ошибок своего предшественика.
И, похоже, на этот раз правы оказались оптимисты. Во всяком случае, именно в это хочется верить. Став президентом, Барак Обама предложил перезагрузить российско-американские отношения. Москва это предложение, конечно же, приняла. Госсекретарь США Хиллари Клинтон пошла еще дальше. Она стала творцом символа перезагрузки. В начале марта в Женеве во время своей первой встречи с Сергеем Лавровым она подарила российскому министру красную кнопку. Вместе нажав на нее, они фактически дали официальный старт перезагрузке отношений между Россией и США.
С тех пор уже прошло ровно четыре месяца. За это время было сказано много обнадеживающих слов, сделано много воодушевленных заявлений, послано немало красноречивых сигналов. В Лондоне в начале апреля встретились президенты России и США. Неделю назад на греческом острове Корфу состоялось первое со времен прошлогоднего августовского нападения грузинских войск на спящий Цхинвал заседание Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел. В ООН российские и американские дипломаты, похоже, начали находить общий язык и компромиссные решения. В то же время переговоры по проекту нового договора о сокращении наступательных вооружений идут крайне трудно, а на российские опасения насчет планов Вашингтона развернуть в непосредственной близости от наших границ третий позиционный район ПРО Белый дом пока отвечает крайне туманными обещаниями рассмотреть предложения Москвы.
При этом президент России Дмитрий Медведев накануне начинающегося в понедельник визита президента США в российскую столицу заявил: "Новая администрация во главе с президентом Обамой сейчас демонстрирует готовность изменить ситуацию, выстроить более эффективные, более надежные и в конце концов более современные отношения, и мы к этому готовы". А Барак Обама в очередной раз объявил: "Я стремлюсь "перезагрузить" отношения с Россией, потому что считаю, что у американцев и россиян есть общие интересы во многих областях, а наши правительства в последние годы не так активно развивали сотрудничество в этих областях, как могли бы". Иными словами, "перезагрузка" все еще только начинается. Иначе оба президента не говорили бы в будущем времени.
Конечно, можно было бы подождать еще несколько дней, пока закончится визит, а потом опросить экспертов: "Насколько у президентов получилось начать реальную перезагрузку?". Но "Российская газета" решила поступить иначе, подключив к переговорному процессу народную дипломатию. Безусловно, редакция не могла гарантировать, что каждый пришедший на Пушкинскую площадь и нажавший на историческую конопку сразу же получит результат. Цель акции была иной - показать президентам, что москвичам и гостям столицы далеко не все равно, какими будут российско-американские отношения.
И вот наступила пятница. Полдень. Синоптики, к счастью, опять ошиблись, и вместо обещанного дождика светило солнце. За происходящим у его ног, как обычно, абсолютно спокойно наблюдал Александр Сергеевич. "Господи, я же не накрашенная. Как же я буду фотографироваться с президентами?" - схватила за руку свою подругу студентка Татьяна и куда-то убежала. Через несколько минут она вернулась. Уже при полном параде. Подружки тут же встали в очередь желающих нажать на кнопку и попозировать под ручку с президентами.
Дать старт акции "Российская газета" попросила сенаторов Михаила Маргелова и Вячеслава Фетисова. Они вместе нажали на кпопку. "Может ли народная дипломатия помочь перезагрузить отношения Америки и России?" - спросил я через несколько минут у сенатора Маргелова.
"Мне кажется, что привлечение общественного внимания к большой политике чрезвычайно важно. Без народной дипломатии, без вовлеченности гражданского общества в международные дела невозможно донести голос народа до тех, кто занимается реальной внешнеполитической деятельностью. Интерес к акции - посмотрите, сколько людей здесь собралось, - это, на мой взгляд, очень позитивный сигнал и для президента Обамы, и для президента Медведева. Очевидно, что граждане России хотят иметь прагматичные отношения с США. Если вы сегодня проедете мимо американского посольства в Москве, то увидите цветы и зажженые свечи. Москвичи скорбят по ушедшему из жизни Майклу Джексону. Кому-то это может показаться не связанным с политикой, но согласитесь - когда есть вражда, люди не горюют о гражданах других стран. И эта акция "Российской газеты" в очередной раз показывает, что в нас нет духа вражды по отношению к американцам. Мы не собираемся выстраивать с ними конфронтационные отношения. Мы хотим им помочь перезагрузить наши отношения. Ради этого мы сегодня здесь и собрались", - заявил Маргелов.
Фетисов согласился: "В России и США пришли к пониманию, что нам нужно быть ближе, консолидировать общие усилия. По своему опыту могу сказать - в России и Америке живут нормальные люди. Сейчас мы двигаемся к обоюдному сближению. И этого не замечать нельзя".
"Какие вы молодцы. А что надо написать президентам? - спросила у меня пенсионерка Лидия Алексеевна. Узнав, что приветствуется свобода творчества, она расхохоталась: "Вот выскочила пенсионерка на улицу и сразу попала. Это потрясающе. Дай бог, чтобы у президентов получилось найти общий язык. Это и напишу".
Рядом с ней стояла улыбающаяся девушка. Она наотрез отказалась говорить, что написала президентам, лишь сообщив, что ее зовут Гюзель. А своему другу заговорщическим голосом сообщила: "Видишь, как нам повезло. С Клинтоном смогли сфотографироваться". Я было хотел поправить Гюзель, но мое внимание привлекли три девушки. Я не ошибся - они оказались китайскими студентками. "Я нажала на ту самую кнопку, которую держали в руках Клинтон и Лавров. А писать я президентам ничего не буду. Они и так знают, что нужно делать", - заявила Цянь Иньшань.
Впрочем, на Пушкинской площади были и те, кто не скрывали своего отрицательного отношения к акции. Это были не москвичи и не гости столицы. Взяв у меня интервью, оператор французского телеканала демонстративно процедил сквозь зубы: "Пропаганда!". В ответ я лишь улыбнулся. Мне было куда интереснее послушать корреспондентку грузинского телеканала "Рустави 2" Тамару Нуцубидзе, которая в это же время отвечала на вопросы немецких коллег, объясняя, что, по ее мнению, Россия использует приезд Обамы с одной целью - пропиарить себя.
С Тамарой я познакомился осенью прошлого года. Мы вместе в составе группы журналистов, которые освещали визит Сергея Лаврова в Южную Осетию, летали в Цхинвал. Случилось это всего через несколько недель после расстрела грузинскими войсками южноосетинской столицы. Иными словами, колега из "Рустави 2" оказалась действительно храброй корреспонденткой.
И вот на Пушкинской площади мы с ней вновь пересеклись. "Тамара, неужели и правда так плоха наша акция?", - спросил я ее. "Я вам в действительности очень благодарна. Теперь у меня есть отличное начало для сюжета про визит Обамы в Москву. Я только вчера думала, где мне снять эту красную кнопку. И тут вы мне помогли", - ответила она и пошла дальше выполнять свой долг журналиста. Надеюсь, честно.
А вокруг продолжали щелкать затворы фотоаппаратов. Фотокорреспонденты не удержались от соблазна самим сфотографироваться с красной кпопкой. "На "Одноклассники" обязательно вывесим", - говорили они друг другу. "Милые, сфотографируйте и меня," - попросила их пенсионерка Аля Михайловна. Попозировав, она рассказала мне, что очень благодарна американцам. "В годы войны мы ели их кубики из какао. А почти весь наш двор был одет в школьные формы, которые наши мамы шили из американской клеенки".
"А сегодня как, на ваш взгляд, развиваются отношения между Россией и США?" - спросил я Алю Михайловну. Она улыбнулась и ответила как настоящий дипломат: "Надо самим получше относиться к себе, тогда и другие будут к нам уважительно относиться". Спору нет.