Пласидо Доминго выступил в Барвихе

Он знает по-русски слова "нет", "товарищ", "бабушка" и  "большое спасибо". Но вот слово "Барвиха" для него - внове и он уточняет у переводчицы, как именно оно произносится. Всемирно известный тенор выступает с концертом в Барвихе. "Роскошный концерт для роскошной деревни", - пошутил работающий с ним дирижер Юджин Кон, дословно переводя "Barvikha  Luxury Village". Концерт действительно роскошь - билеты на него стоят от 15 тысяч рублей. Верхняя планка - 125 тысяч. Но один из самых титулованных теноров, чей репертуар насчитывает партии из 124 опер, действительно дорогого стоит.

Вечером, за день до концерта  Пласидо Доминго на часовой встрече-брифинге, где собрались художники, режиссеры, артисты и журналисты, ответил на интересующие их вопросы. Но вначале произнес вступительное слово:

Пласидо Доминго: Большое спасибо, что все вы сюда пришли. Для меня большая честь и удовольствие снова вернуться в Россию и выступить в  концертном зале, о котором я наслышан (тут он выяснят,  как правильно произносится слово "Барвиха"). С тех пор, как я приехал сюда впервые, прошло много лет. Не могу сказать, что бывал здесь очень часто, но за последние десять лет приезжал в Россию четыре раза. В вашей стране - та публика, которая особенно любит оперу. И в этот раз я пою оперные арии, но, кроме них, традиционную испанскую музыку - сарсуэлу, а также приготовил несколько сюрпризов.

Я рад представить вам, приехавшую со мной Вирджинию Тола - обладательницу сопрано, которая будет петь со мной дуэтом. Вирджиния  - победительница конкурса "Опералия", который я курирую. Она уже  ездила с выступлениями по миру. Также здесь вместе с нами маэстро Юджин Кон - который будет дирижировать Симфоническим оркестром Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского.  Юджин рассказал мне, что в этом оркестре - молодые музыканты. Им по 20 лет, они почти подростки. Этот  факт говорит о высоком уровне культуры в вашей стране и о том, что  в мир музыки приходит более молодое поколение.

- Когда-то вы выступали у нас на Красной площади. Сейчас - в элитной резиденции. Какой зал вам больше по душе?
 

Доминго: Я рад, что в Москве мне пришлось выступать  много раз. Я пел и  в Большом театре, и на  Красной площади, и в Кремлевском дворце, и в Доме музыки…. Я счастлив, что моя коллекция различных сцен здесь только пополняется. Первый раз я приехал сюда в 1975 году. В тот момент Россия была закрытой страной, люди на улице не глядели друг на друга - каждый смотрел только перед собой. Сейчас город изменился до неузнаваемости. Теперь Москва похожа на  любую столицу мира.

Тогда, в 1975, я пел "Тоску" в Большом театре. И, после спектакля, когда  отправился в гостиницу "Метрополь", где остановился, меня ждала огромная толпа - человек 300-400. И охранники-милиционеры были очень грубы с этими людьми. Говорили им "Нет, товарищ!" (эти слова Доминго произносит по-русски - Прим. Авт.). Тогда я пригласил этих людей пойти со мной. Мы общались около полутора часов. Они выражали свое восхищение, дарили мне подарки - маленькие шоколадки, матрешек.  С помощью музыки у меня родился контакт с людьми, который был бы невозможен просто так, на улице. Музыка дала людям свободу выразить себя, свои чувства - вот что важно.

На Красной площади я выступал несколько лет спустя. Это была громкая дата, связанная с Александром Пушкиным.  Страна изменилась, и  я опять был шокирован - на этот раз переменами. Я видел девушек в коротких юбках (смеется).. Сейчас я посмотрел сцену, зал, который более камерный. Он вмещает около 700 человек. Мне понравилось. Я хотел бы рад дать тут и пять концертов.

- Каждый раз, приезжая в Москву вы меняете  партнершу - сценическую "даму сердца"…
Доминго: Действительно я каждый раз выступаю с разными артистами. Однажды выступал здесь и с двумя победительницами  "Опералии" - сопрано и меццо-сопрано. Они были русскими. Я выступал и с Хосе Каррерасом. Мне нравится разнообразие.

- Как бы вы прожили  день без музыки?

Доминго: День без музыки - это невозможно! Даже, когда я нахожусь в отпуске, то, например, даю себе зарок - не петь неделю. Но уже на третий день, вдруг, ни с того ни с сего,  принимая душ, начинаю что-то напевать. Без музыки жизнь невозможна - это все равно, что не дышать.

Российская газета: Расскажите подробнее о созданном вами конкурсе молодых исполнителей  "Опералия"/
Доминго: Еще, когда я был молодой,  в начале своей карьеры,  два года прожил с женой в Тель-Авиве, в Израиле. Мы оба пели. Там было очень много исполнителей из разных стран -  из Италии,  Японии,  Румынии, Новой Зеландии, России… И я и мечтать не мог - как это здорово, когда люди из разных стран собираются вместе, учатся и поют. Мне было 30, в одном из интервью, которое я давал в Лондоне, я сказал, что хотел бы учить молодых людей и давать им возможность выразить себя и заявить о себе. Сейчас, спустя много лет, в "Опералии" моя мечта сбывается.
Сейчас уже конкурс проводится много лет - каждый раз в другой стране.  И около 60 процентов сегодняшних исполнителей вышли из "Опералии". Я очень надеюсь, что мы привезем этот конкурс и в Москву.

РГ: Как вы сохраняете свой голос? Есть ли какие-то секреты?
Доминго:Я не знаю, какие секреты…. Наверное, я уже не должен петь…Лет 12 назад, когда  задумывался о своем теперешнем возрасте, я полагал, что уже не буду в это время выступать. Однако, на удивление, я все еще пою. И могу сказать, что не хотел бы, чтобы в моей жизни был лишний день, когда я  не буду петь, если не должен. Но пока я могу, я буду петь до тех пор, пока не остановлюсь. Для меня все мои выступления - потрясающий опыт. И я говорю сейчас не только о Москве, но и о России в целом. Я работал и в Санкт-Петербурге, с Мариинским театром.  Это много значило для моей жизни и карьеры. Потому что традиции Мариинки меня  восхищают так же, как и традиции Большого.

- В наступающем сезоне, в Ковент-Гардене вы собираетесь петь Баязета в "Тамерлане" Генделя и партию Симона Бокканегра в одноименной опере Верди. Правда ли, что этими работами вы планируете завершить свою сценическую деятельность?

Доминго: Для меня обе эти партии очень важны.  Что касается Бокканегра, я не баритон и не претендую на это звание, тем не менее, мне очень нравится эта партия, палитра голоса, экспрессия и то драматическое я чувство, которым я ее наполняю. Надеюсь, что это - не последнее мое представление. Но  кто знает?

- Расскажите о другой стороне вашей деятельности. Вы снимались более чем в полусотне видеоклипов  и в трех всемирно известных фильмах - "Травиата" и "Отелло" Франко Дзефирелли и "Кармен" Франческо Рози. Кроме того, вы снимались у такого режиссера, как Вуди Аллен и даже озвучивали персонажа в одной из серий известного мульсериала "Симпсоны"…
Доминго: Что касается "Симсонов", меня попросили озвучить персонажа люди из рекламного мира, с которыми я в то время работал. Я посмотрел предлагаемый материал для работы, и мне не понравилось. Я  сказал авторам, что здесь нет никакого понимания, что такое опера, и попросил их наполнить все это другим смыслом.  Они изменили эпизод, и после этого мне было  весело над ним работать. Ничуть не жалею.

По поводу работы с Вуди Алленом. Я работал с разными режиссерами, которые делали театральные постановки для кино. И говорил при встрече Вуди Аллену, что можно было бы сделать что-то совместное, но он был занят работой  над своими фильмами. И сложилось у нас много лет спустя. На открытие  сезона в Лос-анджелесской опере   для первого вечера был выбран триптих одноактных опер Джакомо Пуччини. Первая и вторая части - "Плащ" и "Сестра Анжелика" - трагедии, третья часть - "Джанни Скикки" - комедия. Именно "Джанни Скикки" и поставил Вуди Аллен. Мне нравится работать с режиссерами, которые не просто всемирно известны, но еще при этом и обладают чувством музыки, разбираются в ней и им можно доверять.
- Что вам запомнилось после встречи с Папой Римским - Иоанном Павлом Вторым?
Доминго: Мне хотелось петь музыкальные произведения на стихи, которые он написал. И для меня  было важно, чтобы не подумали, что это - из-за его статуса.  Он был известным деятелем, миротворцем,  политиком. Но мало  кто знал, что он - поэт. Я встречался с ним пять или шесть раз в жизни. И пел для него в разных странах  - В Америке, Мексике, Италии. И во время последней нашей встречи, когда у нас был концерт в Ватикане, я сказал ему, что нахожу его поэзию восхитительной, и  спросил, могу ли исполнить несколько песен на его стихи. Он согласился. И я сделал то, что я сделал.