23.07.2009 05:00
    Поделиться

    Виталий Дымарский: Сталинизм по жестокости не уступает нацизму

    "Прошлое России - прекрасно, настоящее - великолепно, а будущее лучше, чем может себе представить самое пылкое воображение", - завещал нам не кто иной, как сам шеф жандармов при Николае I граф Бенкендорф. Слова эти, похоже, запали в душу многим отечественным пропагандистам, политикам и даже ученым, активно взявшимся в последнее время фальсифицировать историю на пользу, как им кажется, интересам России.

    Очередная волна патриотического ража поднялась в связи с недавней резолюцией Парламентской ассамблеи ОБСЕ о воссоединении разделенной Европы. Принята она была подавляющим большинством делегатов - 213 голосами при 8 "против". Российские же представители назвали документ "надругательством над историей", приведя в качестве аргумента старый рефрен коммунистов и "патриотов"-фундаменталистов о недопустимости ставить знак равенства между нацизмом и сталинизмом.

    Позволю себе привести по этому поводу длинную, но весьма содержательную цитату из интервью архиепископа Волоколамского Илариона, возглавляющего Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата:

    - Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.

    Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя...

    Более дипломатично, но, по сути, столь же жестко высказался и сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

    - Если мы и на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой. Разве могло быть пройдено с легкостью, без суда такое страшное явление в жизни народной, как уничтожение верующей части общества, уничтожение Церкви, обречение людей на страдания, мученичество и исповедничество?

    Безусловно, мнения иерархов не являются истиной в последней инстанции. Но если даже такой авторитетный институт нашего общества, как Русская православная церковь, к которой все более заметно прислушиваются и апеллируют власти, занимает такую позицию, почему, спрашивается, мы отвергаем с порога резолюцию европейских парламентариев, положившись на внутренние убеждения безвестных членов российской делегации? Да и в светской части общества взгляд на проблему далеко не однозначен, о чем свидетельствуют хотя бы результаты социологических опросов.

    Кстати, в самом тексте документа некие намеки на пресловутый знак равенства между сталинизмом и нацизмом встречаются лишь трижды.

    Первый раз в виде следующей констатации: "В XX веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества".

    Далее "подписанты" выражают "глубокую обеспокоенность по поводу восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также возможного распространения и укрепления различных экстремистских движений и групп, включая неонацистов и скинхедов".

    Наконец, они напоминают об инициативе Европейского парламента объявить 23 августа, то есть день подписания пакта Молотов-Риббентроп, общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней.

    В первом случае, конечно, парламентарии открывают страшный "секрет": вот ведь откровение, что прошлое столетие отмечено двумя форматами тоталитаризма - нацистским, к которому примыкают итальянский фашизм, испанский франкизм и иные разновидности, и сталинско-советским с его китайским, кампучийским, северокорейским и другими "родственниками".

    Причем, как правильно отметил председатель Совета Федерации Сергей Миронов, "кто, как не наша страна, наш народ более всех претерпел от жестокостей сталинского режима... Но всей своей историей последнего полувека наша страна отвергала и отвергает теорию и практику сталинизма, политики, которую никак нельзя признать органичной для нашего народа, для нашего государства".

    Почему же этим опытом (пусть и горьким) мы не хотим поделиться с Европой? И почему отказываем нашим соседям и самим себе в праве беспокоиться по поводу публичных демонстраций во славу обоих тоталитаризмов? Разве этот пункт резолюции не давал бы нам еще один веский аргумент против всякого рода маршей бывших нацистов в Прибалтике или бандеровцев на Украине? И не получается ли, что демонстративными протестами на европейской парламентской площадке мы невольно берем под защиту "различные экстремистские движения и группы, включая неонацистов и скинхедов", от которых, увы, не избавилась и сама Россия?

    Можно, согласен, спорить и обсуждать выбор даты для общеевропейского дня памяти жертв сталинизма и нацизма. Вряд ли (это мое мнение) таким днем должно быть 23 августа, каким бы фатально ошибочным и аморальным, по словам того же Сергея Миронова, ни был пакт Молотова - Риббентропа (вместе с Мюнхенским соглашением). Но это уже вопрос для дискуссии, согласования позиций, поиска приемлемых решений, чем и должны заниматься парламентарии, а не для бескомпромиссного и бесперспективного "нет".

    Жандармский взгляд на историю ("Прошлое России - прекрасно"), возможно, и способен принести сиюминутные плоды в виде, скажем, отвлечения внимания от сегодняшних кризисных неурядиц. Но что он даст будущему? Модным стало у нас известное высказывание Бисмарка о прусском школьном учителе, выигравшем битву при Садовой. А разве не тот же учитель взлелеял "прусский дух" и напутствовал своих учеников развязать две мировые войны? Или дал взрасти на германской почве национал-социализму?

    Поделиться