Вчера Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, продолжая свой визит на Украину, начал турне по Донбассу. Этот день в графике пасторского визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был особенно насыщенным: сначала праздничная литургия и крестный ход в знаменитой Святогорской лавре, а затем посещение кафедрального собора в Горловке.
О завершенной "киевской" части визита наш разговор с руководителем пресс-службы УПЦ, референтом Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира Василием Анисимовым.
Российская газета: Завершилась киевская часть визита, прокомментируйте ее итоги.
Василий Анисимов: Два с половиной дня визита в Киев были праздником нашей Церкви, нашей тысячелетней веры православной. Визит носил сугубо пастырский характер, что означает свидетельствование нашей веры в Господа Иисуса Христа совместными с Патриархом службами и молитвами, участием в проповедях. Святейший Патриарх во время пребывания в Киеве много служил, проповедовал, выступал. Замечательной была его беседа в прямом эфире на студии А. Довженко с творческой интеллигенцией Украины, России, Белоруссии, а также выступление на встрече с украинским епископатом, духовенством, преподавателями и студентами киевских духовных школ. Широкий резонанс в прессе получили его речи, произнесенные у памятника Крестителю Руси, при возложении венков к памятнику жертвам голода, на приеме в честь его визита, в Покровском монастыре столицы.
РГ: Одна из главных тем, обсуждаемых прессой, - это раскол?
Анисимов: Раскол у нас правильнее будет назвать "отколом", попыткой и стремлением украинских властей и политиков отколоть от единой, рожденной в Киеве Русской православной церкви ее украинскую часть и на ее основе создать свою, государственную "церковь", причем на националистических, русофобских началах. Две отколовшиеся ее части, раскольничьи структуры, зарегистрированные в Украине как "Украинская автокефальная церковь" и "Украинская православная церковь - Киевский Патриархат", объединяют 15-20 процентов православных верующих Украины. Это очень заполитизированные структуры, одна более умеренная, вторая - агрессивная, русофобская. Обе они были созданы политиками и всемерно поддерживаются центральной властью, которая и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко проводит прораскольничью политику.
РГ: Как поделены главные храмы Киева?
Анисимов: Когда в 1992 году власть организовывала филаретовский раскол (УПЦ-КП), ни один столичный приход или монастырь в него не вошли. Тогда при помощи боевиков УНА-УНСО у нас отобрали кафедральный Владимирский собор и здание экзархии на Пушкинской. Затем власть незаконно передала раскольникам два-три десятка древних храмов и монастырей столицы, включая Андреевскую церковь, Выдубицкий монастырь, восстановленный Михайловский Златоверхий, церковь Богородицы Пирогощи и другие.
РГ: Как юридически возможны захваты церквей?
Анисимов: Юридически это никак не возможно. Все захваты - антизаконны. Дело в том, что украинское законодательство, принятое в 1992 году, не вернуло Церкви статус юридического лица, и власть, и расколы всячески этому противятся, потому что в этом случае УПЦ будет претендовать на все имущество репрессированной Русской православной церкви, правопреемником которой в Украине она является. Поэтому храмы у нас передают в аренду или пользование не Церкви, а общине. Храмовая война начинается, когда власть регистрирует раскольничью общину и она начинает претендовать на храм общины канонической церкви. Как правило, власть принимает сторону раскольников.
РГ: Строятся ли на Украине новые храмы?
Анисимов: УПЦ - крупнейшая Церковь Украины, у нас 12 тысяч приходов, 200 монастырей, храмов не хватает, особенно в городах, поэтому везде идут стройки, реставрации. Сегодня у нас строится около двух тысяч храмов, но общины бедные, поэтому стройки везде превращаются в долгострои. В целом мы не восстановили и половину "дорепрессивного" количества православных храмов и монастырей. Беда пришла с другой стороны. Ежегодно население сокращается на 300-400 тысяч человек, в основном сельское. Повсеместно вымирают села, и уже построенные или восстановленные храмы некому и не на что содержать.
РГ: В прессе цитируют митрополита Владимира, который говорит о том, что автокефалия Украинской православной церкви это дело будущего, сейчас нужно разобраться с внутренними проблемами...
Анисимов: УПЦ является автономной частью единой Русской православной церкви. Чтобы этот статус поднять до автокефального, т.е. создать отдельную Поместную церковь, необходимо согласие на это всей Церкви. Но подавляющее большинство епископов, священников и верующих УПЦ дорожат тысячелетним единством с Русской православной церковью. Почему Православная церковь, лежащая в основе восточнославянской православной цивилизации, должна дробиться? Какие в этом смысл и польза? Святейший Патриарх Кирилл заявил, что "время разделений уже минуло".