В понедельник глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров покинул московский Институт хирургии имени Вишневского. После страшного теракта, который ему пришлось пережить 22 июня этого года, сложно было ожидать, что он так быстро поправится, но врачи сделали невозможное.
Корреспонденту "РГ" удалось связаться по телефону с Юнус-Беком Евкуровым, который в этот момент уже приехал в санаторий в Подмосковье. Глава Ингушетии коротко ответил на основные вопросы, которые волнуют сегодня многих людей как в самой республике, так и за ее пределами.
Вчера президент Евкуров вышел из приемного покоя в спортивном костюме, опираясь на трость. Сильные повреждения ног еще дают о себе знать. В остальном же Евкуров выглядел как вполне здоровый человек.
Напомним, после покушения Юнус-Бек Евкуров получил перелом ребер справа, черепно-мозговую и челюстно-лицевую травмы, травму печени и ожоги различных участков тела.
Прямо на выходе, прежде чем уехать на реабилитацию в подмосковный санаторий, президент ответил на вопросы корреспондентов и сделал первые громкие заявления.
Он развеял слухи относительно версий покушения, четко ответив, что за преступлением стоят боевики, а не кто-то еще. И еще он сказал, что не собирается мстить своим несостоявшимся убийцам. Не подтвердил Евкуров и опасения о том, что по его возвращении республиканских силовиков и чиновников ждет жесткий "разбор полетов". Он сказал, что не намерен производить серьезные кадровые перестановки в силовых ведомствах республики.
- Силовики работают как надо. Некоторые вопросы есть, но я доволен работой силовиков, - сказал Евкуров.
Он отметил, что последние три недели находится в курсе происходящих в Ингушетии событий, о которых ему докладывают исполняющий обязанности президента республики Рашид Гайсанов и региональные министры. На вопрос же корреспондентов о том, когда он лично сможет управлять республикой, Евкуров не задумываясь ответил, мол, хоть сейчас, но академики пока против. Точной даты Евкуров не назвал, а лишь предположил, что вынужденный санаторный отдых завершит через неделю. Сразу после возвращения к работе он намерен провести расширенное заседание правительства.
О теме заседания ничего не сказал, но и так можно догадаться, что речь пойдет о текущей ситуации в республике и о противодействии преступности. А вот чего будет добиваться от силовиков, Евкуров скрывать не стал. По его словам, он больше не допустит перетягивания каната в борьбе с терроризмом, и совместная спецоперация с чеченскими силовиками будет продолжена.
Напомним,что именно Евкуров оказался сторонником налаживания взаимодействия с правоохранительными органами Чечни. Он смог договориться с Рамзаном Кадыровым о совместных действиях спецназовцев обеих республик на сопредельных территориях с административной границей. А до того как Евкуров стал президентом, никто из ингушских силовиков и слышать не хотел о том, чтобы пускать кадыровцев на свою территорию. Кстати, по одной из версий, преступники покушались на Евкурова именно в отместку за это решение.
Президент республики напомнил, что долгое время операции велись порознь правоохранительными органами Чечни и Ингушетии, и боевиков вытесняли из одной республики в другую.
Теперь этого нет. Поэтому нет и необходимости вводить режим контртеррористической операции на территории Ингушетии. По мнению Евкурова, собственных сил двух республик достаточно для того, чтобы расправиться с террористами. Евкуров сказал, что все, кто не сдастся, будут уничтожены.
В день выписки у окон палаты Юнус-Бека Евкурова собрались десятки человек из столичной ингушской диаспоры. А из самой Ингушетии от зрителей местного телевидения главе республики был передан символичный подарок - керамическая ингушская башня, олицетворяющая собой крепость духа ингушского народа, его силу и выносливость - те качества, которые Евкуров продемонстрировал в тяжелые для него дни.
У Евкурова была тяжелейшая, как говорят медики, сочетанная политравма. Вся необходимая первая помощь была оказана специалистами Ингушетии. Затем он был переведен в Институт хирургии имени Вишневского. Это неслучайный выбор. Институт Вишневского известен, помимо прочего, еще и тем, что его специалисты - участники ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, где бы они ни происходили: в Ереване, Нефтегорске, Турции, под Уфой. Кстати, именно директор Института им. Вишневского - замечательный ученый, хирург академик РАМН Владимир Дмитриевич Федоров - был первым гражданином России, которому американские специалисты показали специальное помещение в здании госдепартамента США, из которого ведется координация работы всех американских служб при возникновении в стране чрезвычайных ситуаций. В Институте им. Вишневского умеют возвращать к жизни тех, у кого, как у Евкурова, сочетанная политравма. Сперва пациент находился в палате интенсивной терапии. В его спасении участвовала целая команда медиков. О них, своих спасителях, Евкуров сказал коротко: "Мастера".
После того как состояние пациента стабилизировалось, его перевели в обычную палату. Две недели назад он попросил, чтобы ему разрешили смотреть телевизор.
Как говорят медики, "пациент стабилизирован, предстоит период реабилитации и последующее возвращение к активной трудовой деятельности".
В подмосковный санаторий президента Ингушетии сопровождали медики на специальном медицинском транспорте.
Тем временем
К концу августа, скорее всего, из больницы выпишут и родного брата президента Ингушетии, начальника его охраны Увайса Евкурова, который также пострадал в результате взрыва кортежа главы субъекта. У него был перелом бедра. Увайс Евкуров находится в Ингушетии на домашнем лечении под наблюдением докторов.
Российская газета: Юнус-Бек Баматгиреевич, от лица всего коллектива "Российской газеты" хочу выразить восхищение вашим мужеством. Как ваше самочувствие?
Юнус-Бек Евкуров: Спасибо, прекрасно себя чувствую.
РГ: Вы в курсе того, что сейчас происходит в Ингуше-тии? Откуда черпаете информацию?
Евкуров: Какая сегодня обстановка в республике, я знаю. Уже три недели в телефонном режиме мне рассказывают обо всем происходящем. Вызываю на связь исполняющего обязанности президента Рашида Гайсанова, силовиков, министров. В последние недели ситуация в Ингушетии более или менее нормализовалась, но, конечно, все равно остается сложной. Сегодняшнему затишью верить нельзя.
РГ: Когда планируете снова приступить к обязанностям главы республики и с чего начнете работу?
Евкуров: Хотелось бы вернуться к работе прямо сейчас, но, видимо, примерно месяц придется подождать. Но надеюсь через неделю побывать дома. По приезде в республику соберу расширенное заседание правительства, заслушаю отчеты, кто как работал. В принципе для меня ничего не меняется. Первоочередными задачами остаются борьба с преступностью и коррупцией. Я увидел, как люди в республике за меня переживают, поэтому постараюсь полностью оправдать их доверие: буду работать еще энергичнее и качественнее.