Сегодня после реконструкции открылся один из самых красивых наземных вестибюлей столичной подземки - вход на станцию метро "Курская-Кольцевая". Теперь он выглядит почти так же, как пятьдесят девять лет назад.
На обновление вестибюля потребовалось больше года, хотя непосредственно реставрационные работы велись всего два месяца. Еще одиннадцать ушло на замену эскалаторов и турникетов, обновление коммуникаций, систем видеонаблюдения, пожаротушения, вентиляции и энергоснабжения. Но больше всего начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев гордится тем, что станция "Курская" - памятник архитектуры, восстановлена так, что не возникает вопросов даже у самых строгих ревнителей истории. "Даже люстры восстановлены в том виде, какими они были при установке в 1949 году, - рассказал главный инженер ЗАО "Метроинжреконструкция" Сергей Ковалев.
Отреставрированы скульптуры, светильники, торшеры, восстановлены орнамент, пол и лестничные марши. А фасад здания словно светится - его мраморные колонны отмыли и отчистили от скопившейся за десятилетия грязи и пыли.
Есть и перемены. Боковые порталы вестибюля прежде имели исключительно декоративную функцию. Теперь в одном из них расположился оборудованный по последнему слову техники пост милиции, а в другом разместились три дополнительные кассы, которые увеличат пропускную способность станции. Нет и известной москвичам по старым фотографиям скульптуры Иосифа Сталина. Как рассказал Гаев, она была утрачена еще в конце 50-х годов: "Мы прорабатывали вопрос, не поставить ли другой памятник, но решили оставить просто световую нишу".
Столкнулись реставраторы с еще одной проблемой: месторождения мрамора, пошедшего на полы и стены станции, больше не существует. Пришлось искать наиболее похожий по рисунку. "Из-за рубежа привозили", - рассказал руководитель группы реконструкции Анатолий Бровченко.
Реконструкция обошлась в 120 миллионов рублей. Но метрополитен не собирается останавливаться на этом. Уже в текущем году начнутся работы на станции "Белорусская" Кольцевой линии, а также в переходе с "Белорусской-Кольцевой" на "Белорусскую-Радиальную". Кроме того, после завершения замены эскалаторов и реконструкции выхода со станции "Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии на Никольскую улицу закроется вестибюль станции "Октябрьская" Кольцевой линии. Не менее красивым Дмитрий Гаев пообещал сделать и вестибюль "Площади революции", который очень сильно запущен.
Следующая на очереди - станция "Парк культуры" Кольцевой линии. В 2011 году ее планируют закрыть, так как второго выхода она не имеет. "Понимаем, какими неудобствами это чревато для пассажиров, - говорит Гаев. - Но другого пути нет, необходимо заменить эскалаторы и привести в порядок и вестибюль". Впрочем, ремонтники стараются доставить как можно меньше проблем москвичам и гостям столицы: одновременно работы ведутся не более, чем на двух станциях метро, и обязательно на разных ветках.
А вот реализация программы строительства вторых выходов на действующих станциях метрополитена начнется не раньше 2012 года. Объясняется это тем, что при сложившейся застройке города очень трудно найти место для новых вестибюлей. "Будем надеяться, что архитекторы предложат инженерные решения, которые позволят обойтись без сносов", - заявил глава подземки.