Десять лет назад в костромском селе Нежитине открылась школа, которую вместе с "РГ" строила вся страна

Ровно десять лет назад в костромском селе Нежитине открылась школа, которую вместе с "Российской газетой" строила вся страна.

О печальном старте этой истории, нелегком строительном марафоне и счастливом финише помнят многие наши читатели. Зимой 1997 года в редакцию пришло полное отчаяния письмо директора Нежитинской средней школы Макарьевского района Костромской области Зинаиды Зайцевой: ночью в селе дотла сгорела школа, писала женщина, обращаясь через газету к россиянам, учиться детям негде и не на чем, помогите, если можете...

"РГ" это письмо напечатала, да не просто тихо-скромно мелким шрифтом, а объявила масштабную акцию, предложив читателям "сброситься", "пустить шапку по кругу", ведь это школа для села, а не особняк для туза, говорилось в том обращении.

И реакция последовала незамедлительно. Банки, организации, администрации городов и районов, учебные заведения, просто читатели газеты начали посылать на специально открытый расчетный счет деньги для строительства новой школы. Свою лепту в благое дело внес даже приезжавший в Кострому Борис Ельцин - из резервного фонда он выделил пять миллионов рублей. На волне такой общенародной поддержки подключился к строительству сельской школы и региональный бюджет.

Первые топоры на стройплощадке застучали уже летом 1997-го. Целых два года строилось деревянное, со всеми школьными удобствами здание, помогали "растить" его стены и будущие ученики, и многие жители села. К сентябрю 1999-го одноэтажный особнячок с резными наличниками на окнах был готов. Оборудовали его тоже всем миром: благотворители присылали книги, учебные пособия, компьютеры...

Сегодня на высокое крыльцо того особнячка в наглаженных костюмчиках и с цветами в руках, немножко робея, поднялось уже десятое поколение нежитинских первоклашек (в год открытия школы из-за демографической "колдобины" первый класс набрать не удалось). Хотя в небольшие уютные классы, столовую, компьютерный кабинет, библиотеку, спортзал, краеведческий музей и, конечно, теплый туалет вся малышня, еще до "призыва", совала носы не один раз - эта школа давно уже стала сердцевиной жизни села. Учителя литературы приобщают односельчан к чтению, немногочисленная молодежь меряется силой в спортзале, дошколята и школяры всех возрастов в любое время года не вылезают со школьного двора - самого, пожалуй, благоустроенного в Нежитине.

В этом году благодаря одному из самых верных своих спонсоров - Константину Панфилову из Калининграда - школа стала зеленой в прямом и переносном смысле: уже пообтрепавшиеся стены помолодели после покраски. Этот же спонсор презентовал ребятам мультимедийный проектор, теннисный стол, организует для них экскурсии в костромские музеи.

За десятилетнюю историю новая Нежитинская школа воспитала одного золотого медалиста и шесть серебряных, ее ученики успешно участвуют в областных и даже всероссийских конкурсах, поступают в вузы и техникумы, самим этим фактом подтверждая: не зря строили...

Тем тревожнее на душе у нежитинских педагогов и селян, потому что другая стихия угрожает сегодня школе, похуже того огня, который испепелил когда-то ее предшественницу. Стихия эта на языке статистиков называется "убыль населения".

Десять лет назад нежитинский очаг просвещения строили в расчете на 132 ученика. В этом году их здесь будет учиться... 48. Уезжает молодежь из села. А нет молодежи - нет детей. Если несколько лет назад каждый класс начальной школы учился в своем кабинете, то сегодня нежитинские педагоги практикуют спаренный вариант: один учитель преподает одновременно первому и третьему классам, другой - второму и четвертому. В освободившихся помещениях разместили дошкольную группу, организованную здесь взамен мало востребованного и потому несколько лет назад закрытого детского сада. Есть тут и игровая комната, и спальня. В этой группе, куда принимают детишек от двух лет до шести, сегодня числятся одиннадцать человек, да четверо на очереди. Несмотря на "очередь", оптимизма сии цифры вызывают немного.

Учителя и жители села опасаются, что у построенной всем миром Нежитинской общеобразовательной средней школы скоро отберут этот статус, сделав ее девятилеткой. И эта перспектива вполне реальна. Заведующая отделом образования администрации Макарьевского муниципального района Любовь Чернолихова объясняет сегодняшнюю "расстановку сил": в одиннадцатом классе - три ученика, в десятом - пять. Самый "густонаселенный" класс - девятый: здесь семь человек. В седьмом - двое, в первом - трое... В этом году школа точно останется средней, сообщила руководитель райобраза, а что будет дальше - неизвестно. В случае оптимизации нежитинским старшеклассникам придется за знаниями уезжать за 70 километров в райцентр и жить там на съемных квартирах. В ситуации, когда их родители перебиваются случайными заработками, это кажется вообще нереальным.

Нет работы в селе, сокрушаются нежитинцы. Местный совхоз развалился, тучные стада давно сданы на мясокомбинат, пустые коровники и свинарники гниют, а рассказы о том, как хорошо здесь когда-то рос лен, молодежи уже кажутся сказками. Есть немного работы в лесничестве, да можно еще наняться к богатым приезжим дачникам, строящим здесь коттеджи. Или собирать грибы-ягоды и сдавать их за копейки в специальный приемный пункт. Люди ругают здешние расценки, вздыхают, но сдают - куда деваться... Бруснику по 25 рублей за килограмм, по той же цене лисички, чуть подороже чернику - она в самый сезон была по 35 рублей, потом "поднялась" до 45. Можно бы самим встать хотя бы у обочины с немудреным урожаем, да до ближайшей оживленной трассы - 50 километров...

- Когда школу закончите, получите профессию, в Нежитино вернетесь? - спрашиваю мальчишек-девятиклассников.

- Нет, конечно! - отвечают единодушно и быстро, как о чем-то давно решенном, два Алексея и Никита. - Будем ездить в гости.

И таких сел и деревень, которым родившаяся там молодежь посулила дачное будущее, в России - тысячи. Спасаясь от этой беды, шапку по кругу не пустишь. Зато можно беречь, сохранять и "высоко нести" сельские школы. Как это делают в Нежитине, где каждый первоклашка знает, как местная альма-матер была построена и сколько в нее было вложено человеческого участия и благородства.

Если в селе функционирует школа, есть шанс, что в ней однажды появится хоть один упрямый и по-хорошему дерзкий ученик, который захочет помериться силами со всеми кризисами вместе взятыми и "поднять" родную землю до уровня кормилицы. Если в селе школы нет, то такой шанс сводится практически к нулю.

Кстати, в Нежитине очень обижаются, когда приезжие в названии села ставят ударение на втором слоге - НежИтино. НЕжитино, поправляют местные. Действительно, "не жить" этому селу пока рано...