01.09.2009 02:00
    Поделиться

    Павел Субботин: Рынку коммунальных услуг необходимо уделять много внимания

    На прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин потребовал от жилищно-коммунального комплекса снизить издержки и улучшить качество услуг. Сделать это можно лишь в случае, если ЖКХ начнет развиваться по законам конкурентного рынка. Когда же это произойдет? Этот и другие вопросы "РБГ" задала заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павлу Субботину.

    - Как обстоят дела в регионах на рынке ЖКХ с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства?

    - С принятием статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции", конечно, проблем там стало больше. Нормирование этой деятельности стало более твердым, более точным, и исполнение этой нормы потребовало перестройки деятельности во многих муниципалитетах. Прежде всего это коснулось аренды на конкурсной основе земли, помещений. Это первое. Второе. Совершенно новые проблемы появились в связи с изменениями в управлении домами. "Многим" хотелось, чтобы управление многоквартирными домами продолжалось по старым правилам. Один из руководителей управы Хорошевского района предложил жильцам заключить договор с ГУПом города Москвы. Так и объявил, что ДЭЗ Хорошевский "будет для вас лучшей управляющей компанией". Но нельзя этого делать, налицо нарушение закона, статьи 15. Жители самостоятельно должны выбрать того, кто будет оказывать им услуги по управлению домом. Ну и совершенно новыми стали вопросы о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры. То они были все муниципальные, теперь решили от них избавляться. Но некоторые просто передали тому хозсубъекту, который был им знаком. А это опять нарушение. Конкурса-то нет!

    - А проблема обслуживания внутридомового газового оборудования ФАС волнует?

    - К сожалению, были приняты правила поставки газа, согласно которым дома могут обслуживать только специализированные организации. То есть "Газпром" и его дочерние структуры. Мы же полагаем, что рынок этих услуг надо развивать. Еще многие могут на этом рынке успешно проявить себя. Подготовить слесаря, который мог бы обслуживать газовые сети, это не такая уж и проблема. Конечно, все мы помним про взрывы бытового газа, о необходимой безопасности при проведении работ. Но все-таки это тот участок, где может быть рынок, где должна быть конкуренция.

    - Или подключение к инженерно-техническим сетям? Это же проблема проблем.

    Много вопросов в нашей коммуналке. Рынок проблемный. И ему надо уделять много внимания.

    - Недавно в СМИ появилась информация о многочисленных претензиях к ООО "Ульяновскрегионгаз". Компания неоднократно дискриминировала товарищество собственников жилья. В частности применяла к ним тарифы для промышленных предприятий. И вы знаете, что это не единственная компания, которая так себя ведет?

    - Пример Ульяновска очень важен. Споры по поводу того, как квалифицировать эти действия и есть ли там вообще нарушения, продолжаются до сих пор. Народ там построил новый дом. Жильцы решили отапливаться современным методом. Взяли и установили крышную котельную, которая работает от газа. Однако по какой цене отпускать газ в этом случае? Мы считаем, что газ используется только жителями, поэтому цена его должна быть та, которая утверждается для граждан тарифной службой. Но "Газпром" считает иначе. Ему надо газ подороже продать. Вот в этом суть спора по Ульяновску. Суд поддержал позицию ФАС. "Газпром" же с нами будет судиться до последнего, до Высшего арбитражного суда.

    - Павел Тимофеевич, вы не раз говорили, что контрольные действия ФАС требуют совершенства. Хватает ли профессионального мастерства сотрудникам ФАС в регионах?

    - В структуру ФАС входит 82 территориальных управления. На местах у нас работают очень квалифицированные, я бы даже сказал, одержимые профессионалы. Сейчас их две с половиной тысячи в регионах и 600 человек в центральном аппарате. Основной объем работы - по контролю за исполнением законов - до 80 процентов выполняется в территориальных управлениях.

    В последние два года правительство самое пристальное внимание уделяет действиям антимонопольных органов, работе по защите конкуренции, предотвращению нарушений, которые могли бы негативно повлиять на развитие конкуренции. Слово "конкуренция" сегодня в лексиконе каждого. И конкурентная политика сегодня, пожалуй, самая важная. С другой стороны, нарушений меньше не становится. И число их растет, и характер. Они становятся изощреннее, сложнее. По этой причине в каждом субъекте Федерации есть свои теруправления. Бывшие отделы стали самостоятельными структурами.

    - Что надо сделать, чтобы повысить эффективность деятельности антимонопольных органов на местах?

    - Готовить дисциплинированные кадры, совершенствовать законодательство. О повышении эффективности контрольных работ как раз и идет речь во втором антимонопольном пакете 135 закона - Закона "О защите конкуренции". В том числе и о повышении эффективности контрольных работ, об ответственности за многократные нарушения антимонопольного законодательства, за злостные нарушения, которые приносят колоссальный вред экономике. Причем не только отдельно взятому рынку, на котором они совершаются, но и в целом экономике страны.

    - Так чего же мы ждем?

    - Необходимо ввести уголовную ответственность за подобные преступления. Ее будут применять суды. И не мы будем возбуждать уголовные дела, этим будут заниматься органы внутренних дел. Толк будет. Ведь когда была повышена административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением, я имею в виду 14.31, 14.32 статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, ввели так называемый оборотный штраф. И ситуация изменилась. Посмотрите, как сегодня компании, на которых уже наложены миллионные штрафы, бурно реагируют на новые дела! Нефтяники, газовики, коммунальщики не хотят санкций. А если будет введена и уголовная ответственность, то они наверняка станут еще более дисциплинированными.

    Еще более важно то, что действенные санкции будут применяться к чиновникам. Не только штрафы, а и дисквалификация. Я верю, что это устранит многие административные барьеры развития бизнеса.

    Поделиться