16.09.2009 23:20
    Поделиться

    На "Киношоке" показали азербайджанскую картину "Привет тебе, мой ангел!"

    Азербайджанская картина "Привет тебе, мой ангел!", показанная в конкурсной программе XVIII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок", подняла тему, актуальную не только для азербайджанского общества: почему героизм сегодня не в моде.

    По сюжету фильма известная, красивая и молодая актриса в наши дни теряет на войне мужа. Горе не приходит в одиночку: из театра, где она работает, конкурентки всячески пытаются ее выжить; соседи, позарившись на ее квартиру, настоятельно "рекомендуют" уехать куда-нибудь. Денег нет, растить сына не на что, на помощь "покровителей" она не согласна, а в кабинетах чиновников, к которым она приходит как вдова офицера в надежде получить необходимые документы, она слышит только циничные советы. Мол, таких прекрасных дам, как вы, все привыкли видеть с олигархами, а не с какими-то "офицеришками"... Единственная ее поддержка - светлый образ мужа, почти призрак, живущий в ее воображении...

    Октай Мир-Касым, почти десять лет возглавлявший Госкино Азербайджана, автор сценариев, продюсер и режиссер более сорока фильмов, впервые снял мелодраму. Он "РГ" рассказал, почему сейчас он пришел к этому жанру.

    Октай Мир-Касым: Однажды на улице я увидел красивую пару. Очень восторженная, аккуратно одетая девушка и молодой офицер, с аксельбантами и при кортике, откуда-то шли. Она держала его под руку и просто светилась... Я загляделся - не только оттого, что они были привлекательны своим очевидным счастьем, а потому, что это выглядело сегодня слишком нетипично. Я помню своего старшего брата, в войну дошедшего до Берлина, - вся наша семья обожествляла его, считала героем, хотя особых наград он не имел - был непокорным перед начальством, вот его и не награждали... Но мы все знаем эпоху, когда самыми уважаемыми людьми были те, кто вернулся с победой в Великой Отечественной. А сегодня такая молодая пара выглядела довольно странно... Это послужило первым импульсом для фильма. Дальше я стал придумывать историю, героиня которой первоначально должна была быть учительницей. Но мне показалось, что это может оказаться не слишком "смотрибельно", и я сделал ее актрисой. Мне хотелось столкнуть тяготы реальности с красотой воображаемого мира.

    Российская газета: Когда была премьера фильма в Баку, насколько публике оказались близки настроения идеализма одной беззащитной женщины, противопоставившей себя целому свету?

    Мир-Касым: Это не женщина, которая противопоставляет себя всему окружающему миру, а тот тип человека, мною очень уважаемый, - есть редкие экземпляры человеческого рода...

    РГ: ...белые лебеди, как определяют в картине героиню.

    Мир-Касым: Да, которые не сдаются, но их борьба не носит агрессивного характера. Она бархатная, что ли. Это борцы, производящие и всегда производившие в истории человечества громадную работу, но - без меча в руке, которым размахивают другие. Могу сказать, что эта история тронула сердца людей. И слезы, которые проливали не только женщины, были терапевтическими. Если говорить с практической точки зрения, давайте признаем, что американцы на мелодрамах сделали не меньше денег, чем на боевиках и ужастиках. Это полезно - как очистительная терапевтическая кинематография. Я впервые сделал мелодраму. Может быть, возраст такой подошел - знаете, уже скучно стало искать истины вокруг размахивания кулаком. Вот предыдущий мой фильм был героическим – в нем человек в одиночку сражается против тридцати вооруженных людей, и побеждает духом, хотя практически проигрывает. Там все базировалось на героизме гордого человека, не сдающегося, и вынужденного из народного целителя, очень доброго деревенского доктора превратиться в мстителя.
    РГ: В вашем фильме «Привет тебе, мой ангел!» не называется война. Муж героини погибает во время карабахского конфликта?
    Мир-Касым: Я хотел бы данную тему исключить, поскольку я снимал притчу. У меня в картине война – это вообще война, а вы выбрали ту, которая напрашивается. Но это не главная тема, а только повод. Импульс же был связан с тем, что герои и жертвенники для сегодняшнего общества не актуальны вообще, и скажем, сейчас барышни, скорее всего, выберут себе в спутники какого-нибудь охранника в банке, нежели хорошего, доблестного и честного офицера…
    РГ: Если говорить о тенденциях, насколько сейчас популярен жанр мелодрамы в Азербайджане? :
    Мир-Касым: Вообще азербайджанцы достаточно сентиментальные люди, поэтому мелодрама, как ментальная деталь, у нас всегда присутствует. Азербайджанцы, в принципе, и живут по законам мелодрамы – и кинематографисты в том числе.

    Поделиться