В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Патриарха с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории.
- Сегодня в Церкви распространено явление, когда верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля, но каждый ищет удовлетворения своего индивидуального религиозного чувства. Естественно, в данном случае не складывается полноценный приход, община верующих. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь проблема, и какими могут быть пути ее решения? Спасибо.
- Благодарю Вас за этот вопрос. Очень важная тема. Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы - социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, - таким образом, влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община - это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы.
Я часто общаюсь с моими собратьями архиереями, с духовенством, и говорю о том, что мы должны начать как можно скорее на систематической основе практиковать внебогослужебные собрания. Вот вы знаете, для некоторых существует проблема славянского языка, кто-то не понимает славянского текста богослужения. Это происходит потому, что у людей нет возможности помолиться вне официального богослужения в храме. А если мы будем предоставлять такую возможность маловоцерковленным людям, молодежи - встретиться со священником, почитать вместе Священное Писание, поразмышлять над ним?
Я иногда делал так: садишься, вокруг тебя сидят молодые люди, читаешь текст Священного Писания, а потом каждого спрашиваешь: "Как Вы это понимаете?" Развивается творческое, осмысленное отношение к Слову Божию. На этих собраниях можно и спеть, у нас сейчас есть замечательные композиторы, среди них даже священнослужители и монахи. В сопровождении гитары, какого-то другого инструмента. Можно поговорить о жизни, о проблемах - но все это будет сочетаться с молитвой. Более того, можно даже своими словами помолиться. Создание таких внебогослужебных собраний, особенно с молодежью, является сейчас очень большой и важной задачей для Церкви.
Я очень надеюсь, что меня сегодня слышит аудитория не только здесь, в этом спортивном дворце Нижнего Новгорода, но меня сегодня слышат и архиереи, и священники. Мы должны дать возможность встречаться невоцерковленным людям для того, чтобы чувствовать свою общность, принадлежность к Церкви. Это не исключает, что те же самые люди будут участвовать и в богослужениях.
Этот перечень можно продолжить. То же самое: организованная работа с молодежью, работа по каким-то социальным проектам, обеспечение поддержки малоимущим и одиноким людям. У нас очень много одиноких пожилых мужчин и женщин. Почему бы не проводить специальные собрания с одинокими пожилыми женщинами? То же молитвенное собрание, и о жизни поговорить, и поддержать, и послушать, можно и рукоделием заняться - но все это под покровом Церкви.
Я могу перечислить очень многие идеи, реализация которых позволяла бы создавать новые измерения общинной жизни христианского прихода. Ведь раньше так и было - приход был местом социальной активности людей. Уничтожили приходы, особенно сельские, которые играли огромную объединяющую роль для всей христианской общины. Ну и мы получили то, что получили. Разорение земли нашей началось с уничтожения сельских приходов. Как я думаю, и система общенациональной солидарности стала разваливаться после того, как Церковь была лишена всякой возможности влиять на общественную жизнь народа.
То, что Вы сказали, является важной задачей, и я знаю, что во многих епархиях и приходах, в частности, и здесь, на Нижегородской земле, очень близко к сердцу все это люди воспринимают. И есть положительный пример - движение "Вперед". Надеюсь, с Вашей помощью, В вашем лице я хотел бы обратиться к активной церковной молодежи. Такого рода работа в Церкви будет расширяться.
- Способствуют ли занятия физическими упражнениями и спортом духовному развитию человека? И еще: как Вы поддерживаете свою высокую физическую активность, занимаетесь ли физкультурой?
- Я не очень люблю выдавать тайны Патриаршей жизни, но уж раз Вы спрашиваете, скажу. Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности - как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь. Трагедия советского времени заключалась в том, что духовное отсекли от материального. Трагедия современного, в том числе и западного секулярного мира заключается в том, что духовное оттесняется на периферию общественной жизни, и материальное становится единственно значимой ценностью.
Но гармоничное развитие личности предполагает вспахивание - я уже неоднократно употреблял этот образ - того единого поля, которое и есть человеческая жизнь, где есть и духовное, и материальное. Недаром в гимназиях (а само слово "гимназия" означает упражнение, в первую очередь физическое упражнение, отсюда слово "гимнастика") классическое образование предполагало развитие умственное, духовное и физическое.
Должен сказать, что вообще создание высших учебных заведений, создание науки в средние века было связано с Церковью. Первые западноевропейские университеты были построены по принципу монашеских общин. И когда в далеком XII веке Фридрих Барбаросса (в нашей истории с его именем связано нечто очень отрицательное, но человек он был очень неглупый) рассуждал о том, какими должны быть университеты, то говорил, что университет должен достигать трех целей: духовного, телесного и общественного, умственного развития человека. Поэтому роль физической культуры - очень важна в человеческой жизни.
Другой разговор - профессиональный спорт. Профессиональный спорт - это шоу, связанное с огромными издержками, в том числе и физического порядка. Люди жертвуют своим здоровьем, но, с другой стороны, профессиональный спорт способен пробуждать в людях очень хорошие чувства и качества. Опять-таки ту же самую солидарность: ведь мы себя чувствуем единой нацией, когда наша сборная сталкивается с другой сборной. Тогда летят все преграды - политические, социальные, общественные, имущественные. Люди либо плачут вместе, либо смеются, либо кричат от радости. Эта система солидарности, о которой мы сегодня говорили, поддерживается, в том числе, и профессиональным спортом. Но люди, которые отдают себя профессиональному спорту, конечно, не являются физически здоровыми людьми. Мы знаем о судьбе спортсменов, которые, как говорится, остались не у дел. Как часто эти сверхнагрузки потом отрицательно сказываются на человеческом организме.
А физическая культура - непременное условие гармоничного развития человеческой личности. Обязательно делайте утром зарядку, нагружайте свои мышцы, без этого не будет должной работоспособности. Конечно, применительно к возрасту, ну и с учетом, может быть, некоторого положения…
- Ваше Святейшество, здесь присутствуют молодые специалисты Российского федерального ядерного центра. Позавчера Вы посетили наш город Саров, места жизни и подвига преподобного Серафима Саровского. Как Вы относитесь к тому, что в святом месте расположено предприятие, работающее над созданием ядерного оружия?
- Будучи в Сарове, я уже высказался на эту тему, правда, в узком кругу. Но теперь, благодаря Вашему вопросу, я выскажусь публично. В катехизисе, в книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть промысл Божий. Промысл Божий - это забота Бога о мире, о космосе, о мироздании, о каждом человеке. И вот святитель Филарет дает такую формулировку - она довольно длинная, я не буду ее полностью цитировать, но в ней есть замечательные слова, что промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям, которые сейчас сознают (и я этому очень рад) в том числе многие сотрудники вашего центра, - что именно здесь, в обители преподобного Серафима, наша страна получила то, что мы называли "оружием сдерживания". В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века.
Но если говорить вообще о теме оружия, то позиция Церкви хорошо известна. Церковь выступает за мир без оружия. Мы были очень настойчивы в провозглашении этой истины (а для нас это истина) даже в трудные годы холодной войны, призывая к сдержанной политике в отношении гонки вооружений, призывая к разоружению.
Но есть такая особенность, которую нужно ясно понимать. Что является причиной войны? Некоторые говорят: неразвитые общественные отношения, недостаточно высокий уровень права, в том числе международного права. Это не так. Причина войны - это грех. Это зло в сердце человека. Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? Конечно же, нет. Человечество приобрело опыт работы с международными конфликтами, обеспечило юридическую базу их решения и что? Мы же видим, что сейчас происходит. Чуть ли не страны стираются с карты Европы - в результате, в том числе, использования силы, и вдруг появляются какие-то другие государства. Человечество постоянно находится перед некой опасностью военных действий. И локальные военные действия никогда не прекращались, несмотря на развитую систему международных отношений.
Это все говорит о том, что эта система не способна обеспечить подлинную безопасность. Подлинная безопасность - это ответ на то, что происходит в человеческих отношениях. А человеческие отношения завязаны на том, что у нас в сердце и на уме. Борьба с человеческим грехом, обновление нравственного чувства, сочетание нравственности с политикой, с экономикой, со сферой международных отношений - вот что может предопределить мирное развитие человеческого рода без всяких военных конфликтов, вот что может обеспечить мир без оружия.
Но ведь сегодня это не так. И сегодня то самое оружие, которое разрабатывается в Сарове, является фактором сдерживания. Конечно, сам факт присутствия оружия - это огромная опасность, огромный вызов человечеству. И еще раз хочу сказать, что мы должны стремиться к миру без оружия, но так, чтобы это стремление не разрушило в том числе и нашу страну, чтобы мы оставались способными быть суверенным государством. Поэтому то, что произошло в Сарове в 40-е - 50-е годы, конечно, имело совершенно особое значение для судеб и Отечества нашего, и всего мира.
- Довольно часто, присутствуя на различных дискуссиях, можно услышать понятия "консервативное Православие", "либеральное Православие". Эти слова довольно часто употребляются в речи как антонимы, причем слово "консервативное" несет некоторую негативную окраску, а слово "либеральное" предполагает нечто более совершенное, более развитое, более современное, благополучно-позитивное. Как Вы определяете Русскую Православную Церковь в контексте данных понятий?
- Спасибо, очень хороший и правильный вопрос. Церковь не может быть либеральной или консервативной. Церковь может быть только Церковью. Я объясню Вам, почему. С одной стороны, в Церкви присутствует консервативное начало. Консервация - это сохранение. Мы же консервируем с вами фрукты, овощи, чтобы они сохранялись. А что же сохраняет Церковь? Она сохраняет апостольскую веру - ту самую веру, которую апостолы приняли от Самого Господа. Если эта вера не будет сохранена, то, о чем мы с вами говорили, те великие принципы, на которых Бог возжелал устроить жизнь рода человеческого, никогда не смогут реализоваться в реальной истории.
Поэтому Церковь призвана сохранять апостольскую веру. Но она призвана сохранять ее не в одном только народе и не в одну только эпоху - а ведь существует реальный культурный разрыв между людьми I века, жившими в средиземноморском мире и, например, современными людьми, живущими в Нижнем Новгороде. Что сделать для того, чтобы христианская весть была всегда актуальна, всегда востребована? Если мы будем сохранять старые формы выражения веры или способы ее передачи, то этого будет недостаточно, а, может быть, это даже послужит тому, что люди останутся глухими к этой христианской апостольской вести.
Вот почему в Церкви присутствует одновременно и консервативное, и творческое начала. Вся миссия Церкви - это творчество, это попытки сделать весть о Христе актуальной и современной. Наш с вам разговор сегодня происходит в совершенно других категориях. Если бы этот разговор услышали 200 лет назад наши предки здесь, в Нижнем Новгороде, они бы не поняли, о чем Патриарх говорит. Но это не значит, что Патриарх говорит иное, чем говорили 200 лет назад, - это означает, что категории мысли, словесные выражения должны быть такими, чтобы люди были способны понять, что такое вера, без которой жить нельзя и две тысячи лет назад, и сейчас, и в будущем, если Господь благословит человеческую историю и мы будем жить как человеческое общество.
А вот попытки придать Церкви определенные культурные черты, например, вложить церковную жизнь в исторические рамки XIX века, чреваты тем, что эта культурная среда может оказаться совершенно непонятной для современников. Вот почему всегда важно эту апостольскую истину, о которой мы сегодня говорим, передавать таким образом, чтобы она сохраняла свою свежесть, актуальность и притягательность.
Но в Церкви бывают иногда и другие вкусы, когда стремление бежать в ногу за временем считается некой очень важной добродетелью. Здесь надо быть очень осторожным. Что значит бежать за временем? Повторять философские идеи своего времени? Повторять и интерпарировать в свое учение очередные -измы (а либерализм это очередной -изм)? Нам предлагали в советское время интерпарировать в нашу доктрину социалистические идеи. И ведь были такие умники, которые говорили об этом; я слышал собственными ушами и читал статьи, которые были направлены на то, чтобы соединить марксизм с христианством и доказать необходимость для христианства модернизироваться под марксистский шаблон.
А сегодня, по крайней мере в западном мире, очень многие христиане (к счастью неправославные христиане) идут по этому пути, подрубая свое мировоззрение, нивелируя свою доктрину под вкусы времени, переживаемые данной эпохой. Откуда возникла проблема женского священства, откуда возникла проблема благословения гомосексуальных браков? Она и возникла отсюда. Если в светской философии идея прав и свобод допускает все это, почему же Церковь противится? Значит, Церковь несовременная.
Церковь призвана отстаивать и сохранять апостольскую веру, и помогать людям понять, что отступление от этой веры, под какими бы лозунгами оно ни совершалось, греховно, а если греховно, то опасно для самого человека и для человеческого общежития. Вот почему Церковь не может быть ни консервативной, ни либеральной - она должна быть Церковью, осуществляющей тот мандат, который Сам Господь вручил Своим апостолам, а из рук апостолов этот наказ идти и проповедовать веру получили те, кто сегодня являются священниками, епископами, благочестивыми мирянами, те, кто представляет актив нашей Церкви. И если мы таким образом будем идти вперед, оставаясь Церковью, не реформируя себя под скоропроходящие вкусы времени и одновременно оставаясь чувствительными к воспитанию людей, их запросам, их проблемам, их радостям, их горю, разочарованиям и надеждам, - тогда Церковь будет всегда современной, всегда востребованной.
Благодарю вас за внимание.