Дорогая нефть поможет "подрасти" бюджету-2010

Для внесения бюджета 2010 года в Госдуму остались считаные дни. 1 октября - крайний срок. Однако правительство продолжает пересматривать и заново обсчитывать основные статьи главного финансового документа страны. Чиновники надеются на дополнительные доходы. По данным минфина, можно набрать еще 300 с лишним миллиардов рублей благодаря росту цен на нефть на мировых рынках и привлечению заемных средств.

Напомним, что основные параметры бюджета были вынесены на суд общественности в августе. Правительство рассчитывало получить 6,6 триллиона рублей доходов. На расходы предполагалось направить 9,8 триллиона рублей. Подведя баланс, чиновники пришли к выводу, что при таком раскладе дефицит составит 7,5% ВВП. Причем для этого придется потратить практически все средства резервного фонда, залезть в Фонд национального благосостояния, да еще и занять на внешнем рынке порядка 18 миллиардов долларов.

Резервы дополнительных доходов, однако, нашлись. Глава российского минфина Алексей Кудрин по итогам заседания правительственной комиссии по бюджетным проектировкам заявил, что дефицит бюджета в 2010 году составит 6,8% ВВП. В 2011 году дефицит будет снижен до 4% ВВП, а в 2012 году - до 3% ВВП. "Новые параметры будут внесены в Думу. Мы полностью укладываемся в сроки", - сказал Кудрин. Да еще получим новые источники дополнительных доходов - в 303,5 миллиарда рублей, добавил он.

Отметим, что допдоходы появились в результате пересмотра социально-экономического развития. Во-первых, за счет нефти, по прогнозу она составит 58 долларов за баррель против 55, как планировалось ранее. А во-вторых, за счет более быстрого роста ВВП, так как в экономике наметились позитивные ростки. И третий квартал можно смело называть временем выхода России из рецессии, пояснил Кудрин.

Эксперты отмечают, что российские власти продолжают надеяться на нефть. Других источников дополнительных доходов российская экономика пока еще дать не в состоянии. Проблема недоинвестирования отраслей стоит довольно остро. Экономика до сих пор сидит на нефтяной игле и, похоже, не скоро оттуда выберется. Хотя кризис мог бы избавить экономику России от нефтяной зависимости. Не первый раз за последние несколько лет цены на нефть падали практически до дна, затем снова устремлялись вверх, а за ними и основные макроэкономические показатели страны.

Неудивительно, что и сегодня чиновники связывают надежды именно с этим фактором для роста экономики. Да и федеральный бюджет формируется более чем наполовину от нефтяных поступлений. Эксперты подсчитали, что рост нефти на 1 доллар добавляет в казну около 1-2% дохода. Так что благодаря рекордно высоким ценам на энергосырье в предыдущие два года властям удалось скопить третьи в мире по своей величине золотовалютные запасы. Чтобы все это благо продолжалось, необходимо, чтобы нефть выскочила далеко за пределы в 100-долларовую отметку.

Нефть ценой в 70 долларов, о которой говорят как о благе с самых высоких трибун, российской экономике не поможет. В этой ситуации придется рассчитывать только на подъем мирового рынка. Но такой сценарий не позволит развиваться быстрыми темпами. Поможет лишь одно - государственные инвестиции, как это, к примеру, делается в Китае. Однако российские власти решили все антикризисные меры направить в основном на социальные цели. А построй, к примеру, те же дороги - и получай деньги за транзит через территорию России с Запада на Восток, с Севера на Юг, и наоборот. Вложенные государственные средства пополнили бы казну, но в более отдаленной перспективе, нежели нефтедоллары, полученные от продажи в основном сырья, а не нефтепродуктов. Слишком долгий путь, похоже, считают чиновники. Тем не менее этот путь дал бы и дополнительные рабочие места, так как пришлось бы строить авто- и железные дороги, новые нефтеперерабатывающие заводы и т.д.

Ан нет. Минфин жестко стоит на своем - нельзя увеличивать финансирование экономики. Заявок же от министерств на разного рода дельные проекты в минфине лежит на сумму более чем 500 миллиардов рублей. Однако эти деньги ну никак не вписываются в бюджет следующего года. Тем более что и в кризис новые проекты не принято начинать. Так что преимущество получат те объекты, которые надо достраивать. Остальное - пенсионерам, которые живут за гранью нищеты.

Глава минфина пообещал, что средняя пенсия превысит планку в 8 тысяч рублей. И хотя это маленькие деньги, они помогут пенсионерам выбраться из ямы нищеты и приблизиться к границам бедности. Но благие дела обернутся новыми проблемами для российского бюджета. Более высокие пенсии придется платить и дальше. Вопрос - откуда деньги взять? Если на модернизацию их сегодня не хватает, не будет хватать и дальше, так как проблемы отсталости отраслей, доставшихся нам в наследство от Советского Союза, будут только накапливаться и оборачиваться очередными авариями, которые потребуют новых расходов бюджета. Да и цена вопроса слишком велика. Индексация бюджетникам в новом году не светит. Таким образом, проблемы экономики довольно быстро станут проблемами граждан. Помните начало 90-х? Не хотелось бы еще раз через это пройти.

Вернемся, однако, к бюджету. Цены на нефть растут. Эксперты отмечают, что мир постепенно выбирается из кризиса, что позволяет надеяться на рост спроса на энергоресурсы, а значит, и на новый виток нефтяных цен. Значит, можно будет пополнять две главные копилки страны: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). Если раньше в минфине полагали, что из ФНБ придется потратить 681 миллиард рублей, теперь чиновники рассчитывают опустошить его лишь на 58,4 миллиарда. Правда, резервный фонд будет израсходован в 2010 году практически полностью, опустошив его более чем на 2 триллиона рублей. Но уже с 2013 года, успокаивают всех чиновники, он будет вновь пополняться, а если цены на нефть будут расти быстрыми темпами, то произойдет это гораздо раньше.

Помимо опустошения главных запасов страны правительство вновь начнет занимать. Занимают власти, правда, уже давно. Внутренний долг стремится перевалить за отметку в 2 триллиона рублей (около 65 миллиардов долларов). Расти он будет и дальше, так как власти намерены увеличивать программу заимствований для финансирования дефицита бюджета. Если добавить сюда и внешний долг Российской Федерации, который составляет на сегодня 41,4 миллиарда долларов, а к концу года, по настоянию минфина, он вырастет до 42,8 миллиарда, картина получается нерадостная.

Общий долг Российской Федерации уже составляет 107 миллиардов долларов. А сколько уже на самом деле Россия задолжала иностранцам, сказать трудно, так как государственные ценные бумаги - ОФЗ покупают не только российские инвесторы, но и иностранцы. Отследить и поставить какие-либо барьеры иностранному капиталу, пояснил один из экспертов корреспонденту "РБГ", практически невозможно. Покупать бумаги можно ведь не напрямую, а, к примеру, через дочки иностранных банков.

Правда, сейчас не 98-й год, и платить по долгам придется не сразу, так как выплаты растянуты по годам. Нагрузка на бюджет все-таки есть. В частности, в текущем году минфину пришлось выплатить по ранее выпущенным бумагам 100 миллиардов рублей. В 2010 году эта сумма вырастет до 170 миллиардов рублей. И только после 2013 года платить придется меньше сотни, но это без учета нынешних выпусков ценных бумаг, так как теперь минфин занимает на 2-3 года, а не на 5-30 лет, как это было до кризиса. Что касается внешних займов, то привлечь минфин намерен в 2010 году порядка 600 миллиардов рублей (около 20 млрд долл.), погасить - 50,4 миллиарда. Цифра, правда, эта не критичная - чуть меньше 10% ВВП. А во многих развитых странах, к примеру в США, госдолг даже переваливает за отметку в 100% ВВП.

Как ни крути, власти сами себя загоняют в угол, делая упор только на социальной направленности бюджета, без учета модернизации секторов экономики. Тем более что бизнес и сегодня не слишком хорошо платит ЕСН, который направляется на выплату пенсий, завтра он будет платить его еще хуже, так как из кризиса он выйдет ослабленным. По своей ли, по чужой ли вине, судить уже не стоит. Сейчас главное - найти золотую середину, чтобы не кромсать социальные статьи, но при этом поддержать и экономику.

Дефицит бюджета