Отечественные чиновники доказали, что кризис коррупции не помеха. На экономические трудности они ответили ростом взяток, причем не количественным, а - качественным: конверты стали толще. Хотя приносят их, видимо, реже.
Такую тенденцию подметили в Департаменте экономической безопасности МВД России. По данным оперативников, средний размер мзды по выявленным фактам составляет около 930 тысяч рублей. До миллиона, как говорится, рукой подать.
"По фактам, которые задокументированы сотрудниками ОРБ № 3 (оперативно-розыскное бюро - подразделение ДЭБ по борьбе с коррупцией) МВД России средняя сумма взятки в этом году составила 927 тысяч рублей", - сообщил начальник бюро генерал-майор милиции Александр Назаров на встрече с руководителями общественных организаций антикоррупционной направленности.
"Если говорить о работе ОРБ № 3 МВД России, которое занимается выявлением и пресечением наиболее крупных фактов коррупции, и рассматривать среднюю сумму взятки как некую исходную точку, то наши данные также подтверждают, что чиновники становятся более осмотрительны и опасаются рисковать по мелочи", - отметил Александр Назаров.
По его словам, по материалам бюро возбуждены уголовные дела в отношении девяти руководителей департаментов и управлений федеральных министерств, агентств, ведомств и госучреждений. На скамью подсудимых рискуют попасть тринадцать чиновников в ранге заместителей руководителей субъектов Федерации и руководителей структурных подразделений администраций регионов, три представителя законодательных органов субъектов, семь глав муниципальных образований.
По мнению оперативников, им удалось сбить неприятную тенденцию, когда за решетку попадали только мелые взяточники. Скажем, взял какой-нибудь учитель пятьсот рублей за пятерку, вот тебе и коррупционер. А до высокопоставленных мздоимцев нередко руки правоохранителей не дотягивались.
Теперь есть надежда, что и большим начальникам-карманникам (в смысле - берущим в карман) не поздоровится. В правовом смысле слова. "Наметилась положительная динамика в выявлении и пресечении организованных групп коррупционеров, действующих в структуре органов власти и управления", - сообщил генерал Назаров. Известно, что нередко коррупционеры создают собственную преступную вертикаль, когда подчиненный, как говорится, отстегивает долю начальнику, начальник отдает еще выше, а там, наверху, тоже кто-то делится с кем-то. Разорвать такие цепи трудно, потому что связываться с влиятельными людьми, порой, опасно даже милиционерам. Тем ценнее опыт антикоррупционного оперативно-розыскного бюро.
Так, в первом полугодии 2009 года на 17 процентов увеличилось число завершенных уголовных дел по статье "получение взятки в составе группы лиц". "Все чаще к ответственности привлекаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления, - сказал генерал Назаров.- Более всего бизнесменам средней руки вредят злоупотребления, допущенные представителями контролирующих органов при проведении различных проверок и ревизий. В первом полугодии 2009 года органами внутренних дел к уголовной ответственности привлечено 91 должностное лицо таможенных органов, 13 должностных лиц органов государственного пожарного надзора, 134 - органов службы судебных приставов, 5 - судебных органов".
Для возбуждения уголовного дела необходимо заявление от гражданина о нарушении его прав, однако большинство граждан отказываются обращаться в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны чиновников. В этом тоже большая проблема. Как рассказал "РГ" один из оперативников подразделения по борьбе с коррупцией, часто предриниматели в разговорах не под протокол жалуются на чиновников, рассказывают, как устали от поборов, называют имена-фамилии и суммы. Однако официально подавать заявления отказываются. Мол, в противном случае бизнесмен потом не выиграет ни одного тендера, не получит ни одного контракта. Возможно, их опасения не беспочвенны.
По мнению представителей департамента экономической безопасности МВД, общественные организации могли бы взять на себя роль заявителя, при нарушении прав неопределенного круга лиц. Скажем, необоснованное завышение цен на тарифы ЖКХ, топливо и т.д.