Проблем на Юго-Востоке столице хватало всегда. И экология - один газовый факел над Капотней чего стоит, и пробки на дорогах...Теперь же еще и часть торговцев с закрытого Черкизона перебралась в торговый комплекс "Москва", сразу восстановив против себя многих местных жителей. Обращения с просьбой избавить их от развернувшейся там грандиозной торговли идут во все инстанции. Что же намерены делать городские власти? С этого вопроса начался разговор с префектом Юго-Восточного административного округа Владимиром Зотовым.
Нужен ГУМ, а не "Шанхай"
Российская газета: Владимир Борисович! Впечатление, что закрытие Черкизовского рынка не решило проблем, они лишь поменяли географию. Авторы писем в редакцию так и пишут: был Черкизон, стал Люблизон...
Владимир Зотов: Округ и в самом деле получил не ахти какой подарок. Что получилось? Был торгово-оптовый комплекс "Москва". Достаточно просторный, куда жители округа семьями приходили за покупками, там же обедали в кафе, ходили в кино, культурно развлекались... А теперь опт забил все свободные места. По проходам грузчики волокут тюки, толкают покупателей тележками. Появилось огромное количество китайцев. Да еще из 46 регионов поехали автобусы за товаром и забили все дороги и улицы. Естественно, это вызывает большое недовольство у людей.
И тем не менее скажу: никакому Люблизону в Юго-Восточном округе не бывать. Мы создали оперативный штаб, в который вошли представители административно-технической инспекции города, управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, Роспотребнадзора, ФМС, УВД, прокуратуры, ФСБ... По требованию штаба администрация "Москвы" на 200 человек увеличила штат уборщиков, благодаря чему с антисанитарией покончено. Поставила достаточно платных туалетов. Все торговые места оборудовала кассовыми аппаратами. И вообще о нелегальной торговле - биче Черкизона - здесь не может быть и речи, так как торговый центр размещен в капитальном здании под одной крышей, въезды в которое оборудованы видеокамерами, каждый продавец проходит регистрацию. Для отстоя транспорта выделены дополнительные площадки. Отремонтированы дороги к "Москве"...
РГ: Значит, люди возмущаются напрасно?
Зотов: Жители хотят иметь в округе цивилизованный торговый центр - как ГУМ, ЦУМ, Мега-центр, а получили рынок. К тому же расположенный поблизости от жилых домов. Закрыть его может только суд. Что, впрочем, тоже породит проблему, так как работы сразу лишатся 10 тысяч человек. К тому же пока оснований для этого нет. Там не находят ни контрафакта, ни нелегальных мигрантов, ни торговли наркотиками, хотя в постоянном режиме работают и федеральные, и городские, и окружные службы.
РГ: Что же делать?
Зотов: Вводить торговлю в цивилизованное русло. Мы попытались запретить заниматься оптом хотя бы по субботам и воскресеньям. Но этого мало. Следовательно, его надо выводить в специальные зоны как внутри "Москвы", так и за ее пределами. Насколько мне известно, сейчас рассматриваются четыре площадки вокруг МКАД: по западному направлению, Калужскому и Новорязанскому шоссе и в Восточном округе. Это сразу снизило бы транспортную нагрузку на все наши магистрали. Еще вариант: оставить в "Москве" часть опта и розницу или организовать для опта выставочный комплекс, где можно увидеть образцы товара и сделать заказ на необходимую партию, а потом забрать его на базе. Надо иметь в виду, что раз столько людей едет за ним - по 70 тысяч человек в день, значит, этот дешевый товар очень нужен людям. На нем держится все малое предпринимательство не только Москвы.
О дублерах и гаражах для народа
РГ: Когда перестанет стоять в вечной пробке Люблинская улица? (Валерий Мастаков, преподаватель, Москва)
Зотов: Разгрузить ее должен дублер Волгоградского проспекта. К сожалению, в связи с кризисом его строительство отложено.
РГ: Но хотя бы светофор можно перенастроить? На пересечении Люблинской и Волгоградки он держит движение закрытым для выезжающих с Люблинской по 15 минут, затем открывает его на 15 секунд и все повторяется сначала. ( Владимир Баршев, Москва)
Зотов: Согласен, узел там образуется мертвый. Светофор проверим.
РГ: Волгоградский проспект - самая напряженная магистраль в округе?
Зотов: Волгоградский проспект переходит в Новорязанское шоссе. Движение затруднено по обеим трассам. Дело в том, что в этом направлении построили два жилых района - Марьино и Жулебино, а дополнительных дорог не подвели. Сейчас прорабатывается вопрос расширения Волгоградки с целью получить бессветофорный поворот на улицу Хлобыстова, он поможет увеличить скорость на этой магистрали, а кроме того, связать Марьино через Люблинскую улицу и улицу Верхние поля, через Капотню с МКАД. Это сейчас тоже проблемные улицы.
РГ: Строительство Четвертого транспортного кольца облегчит транспортную ситуацию в округе?
Зотов: Разумеется. ЧТК избавит от многих перепробегов, так как для того чтобы попасть с одной магистрали на другую, не придется ехать до Третьего транспортного кольца, как сейчас. Оно должно пройти от Коломенского проезда до дублера Волгоградки с тоннелем глубокого заложения, а также от дублера Волгоградки до Рязанского проспекта.
Ситуацию на дорогах можно улучшить только при комплексном подходе. В частности, у нас имеется целая программа сооружения перехватывающих парковок. Первая из них, в Выхино, уже строится на инвестиционной основе и года через два будет введена.
РГ: Когда метро придет в Жулебино?
Зотов: Думаю, что в 2012 году.
РГ: Как реализуется в округе программа "народный гараж", реанимированная в этом году правительством Москвы?
Зотов: Она для нас очень актуальна. В 1991 году, когда я только возглавил округ, у жителей ЮВАО было 70 тысяч машин, а сейчас - около 340 тысяч. Под крышей стоит только половина. В настоящее время разработано 19 проектов, стройка идет по 7: в районе Рязанском, Люблино, Выхино, Жулебино и Некрасовке.
РГ: По номеру телефона, данному на сайте префектуры: 8-499-742-03-98, "РГ" попыталась выяснить адреса строящихся гаражей, но, увы, телефон не отвечает в любое время суток!
Зотов: Дайте я попробую. Правда, не отвечает. (Звонит в префектуру) Оказывается, это вообще телефон не префектуры, а застройщика. Разберусь с теми, кто отвечает за информацию.
Что там, на задворках?
РГ: Владимир Борисович! Если центр столицы называют вывеской Москвы, а Запад и Юго-Запад - фасадом города, то как бы вы определили роль Юго-Востока?
Зотов: Нашему округу исторически отведено место заднего двора города. Дело в том, что находится он в нижней части русла реки Москвы, куда сходятся все уклоны. Поэтому именно там были расположены Люблинские поля аэрации, Курьяновская подстанция, Марьинские поля. По этой же причине именно на Юго-Востоке находилось 43 процента "грязных" промышленных предприятий. Это породило и другую инфраструктуру всей застройки. У нас долгое время не строилось элитного жилья, хороших спортобъектов, культурных центров. А были заводы и фабрики, коммунальные зоны и по соседству с ними общежития. Цивилизация в округ пошла лишь в начале 90-х годов прошлого века - с приходом ветки метро в Марьино. После того как за 15 минут стало возможно добраться до центра, изменилось все. Например, тот же район Марьино, построенный на бывших полях аэрации, получил за застройку премию правительства РФ.
РГ: Но промышленным округ остался...
Зотов: Да. Но это уже другая промышленность! Взять хотя бы "Москабельмет" в Лефортово. Прежде после его посещения у меня ботинки прилипали к полу, так как подошвы в цехах пропитывались смолой. Сейчас завод выпускает волоконно-оптический кабель, там светлые цеха, чистый белый кафельный пол... Не узнать и территорию многих других заводов. По Генплану развития Москвы 9 из 33 московских промзон, расположенных в округе, сократятся почти наполовину - с 3,6 тысячи гектаров до 1,9 тысячи. Это касается Южного порта, "Серпа и молота", Карачаровского механического завода.
РГ: Жители не останутся без работы?
Зотов: Нет. У нас и сейчас при 7,2 тысячи безработных имеется 32 тысячи свободных вакансий. Причем только в текущем году введено в эксплуатацию 184 новых предприятия в сфере потребительского рынка и услуг, что добавило 1264 новых рабочих места.
РГ: А нефтеперерабатывающий завод из Капотни будет выведен?
Зотов: Нет. Он нужен городу, так как питает его качественным бензином стандарта Евро-3 и Евро-4, без вредных добавок. Кроме того, выпускает битум и полипропилен - материалы, нужные строительству. А вот его производственная зона сократится с километра до 500 метров, что даст возможность реорганизовать всю Капотню. На той же части, что останется, появится высотное здание, в котором разместятся выставочные залы, офисы и гостиницы - так называемый Дом нефти. Построенное в виде паруса, оно прикроет от выбросов район Марьино. Впрочем, выбросы в Капотне и сейчас уже соответствуют всем нормативам. Об этом свидетельствуют данные экомониторинга, три поста которого постоянно ведут контроль здесь за состоянием воздуха.
РГ: И что будет на месте других освободившихся промзон?
Зотов: В каждой вырастет мини-сити. С отличными домами, школами, магазинами, офисными и торгово-деловыми центрами. Как на улицах Волжской и Окской, бывшей территории тепличного комбината "Горьковец". И вообще, я уверен: лет через двадцать Юго-Восточный округ будет самым красивым в городе.
РГ: Откуда такая уверенность?
Зотов: В округе очень много пятиэтажек, которые в соответствии с программой города "Некомфортное жилье" будут снесены вслед за хрущобами. Их место займут новые дома, возведенные по самым современным проектам. И тогда уж точно ни у кого не повернется язык назвать ЮВАО задворками столицы.
Справка "РГ"
62-летнего Владимира Зотова называют старостой префектов административных округов столицы: он был назначен на свою должность в 1991 году, когда мэром Москвы был еще Гавриил Попов. Больше него на этом посту не проработал никто в городе. Доктор экономических наук.