07.10.2009 23:00
    Поделиться

    В столице добавилось 900 рабочих мест для инвалидов по зрению

    Уникальное предприятие открылось в Москве.

    В кризисное время, когда пачками увольняют абсолютно здоровых квалифицированных специалистов, здесь получили работу более 900 слепых и слабовидящих москвичей. И, как обещал столичный мэр, в ближайшие три года появится еще не менее 7-8 таких предприятий.

    Огородный проезд, дом 5

    Новый общественно-деловой центр для инвалидов расположился на Северо-Востоке столицы, в здании одного из закрывшихся заводов.

    Выйдя из проходной, попадаешь во двор, откуда ведут дорожки в несколько разных зданий. Но слепые не плутают: над дверью их центра все время играет радио. Вот на звук и идут.

    Свое рабочее место им найти тоже нетрудно. Колл-центр расположен тут же, на первом этаже. На краю просторного зала лежат две дорожки, и не только для красоты. "Каждая из дорожек - своего рода направляющая, - пояснила руководитель отдела Ксения Гареева. - Под правой возле ряда компьютеров прибиты выпуклые полоски. Слепые, как известно, прекрасно ориентируются в пространстве на ощупь. Идет человек и ногами считает эти выпуклости: если он сидит в восьмом ряду, значит, его ряд - через семь полосок".

    Вдоль левой дорожки такие же указатели к туалетам и комнате психологической разгрузки. Ярко-желтым пятном (этот цвет различают даже самые слабовидящие) отмечена первая ступенька лестницы, ведущей на второй и третий этажи, где оборудованы тренажерный и спортивный залы, учебный центр. Там же расположилась и столовая, в которой всех работников кормят обедом за счет фирмы.

    Большая часть инвалидов начинают чувствовать себя здесь как дома буквально на второй-третий день. Но пока осваиваются - в любой момент на помощь приходят социальные работники. Они, кстати, и встречают сотрудников у метро станции "Дмитровская": кого-то внизу, у поезда, кого-то уже у выхода, чтобы на автобусе доставить на работу.

    Были бы уши, а работа найдется

    Рабочее место незрячего оператора - а здесь большая часть инвалидов приобретают именно эту профессию - мало чем отличается от моего журналистского или любого банковского служащего. Такие же телефоны на столе, такой же на вид компьютер. Но, оказывается, все же не совсем такой - у него имеется клавиатура со шрифтом по Брайлю - специально для слепых, и программа, благодаря которой всю нужную информацию человек получает не глазами, а ушами, так как компьютер - говорящий.

    "Все оборудование у нас - самое современное и дорогостоящее", - с гордостью сказал корреспонденту "РГ" директор по персоналу Алексей Романов, принимавший непосредственное участие в технической разработке будущего предприятия.

    Операторы колл-центра ведут одновременно десятки проектов. Самый востребованный сейчас в столице - служба консьержа. Оказывается, просто бабушка в подъезде, приглядывающая, чтобы по лестничным клеткам не шлялись чужие, пока хозяева на работе, для столицы - устаревшее представление об этой профессии.

    Во многих московских домах рабочее место консьержа сейчас оснащено индивидуальной ячейкой для каждого жильца, терминалом для оплаты услуг, а также каталогом, по которому можно заказать продукты с доставкой на дом. Поэтому вечно занятым москвичам после трудового дня можно не бежать в супермаркет, чтобы купить что-нибудь на ужин. Достаточно оставить списочек продуктов той самой консьержке. Она передаст его по телефону в колл-центр на Огородном, а здесь уже операторы позвонят хозяйке, чтобы проверить - не забыла ли в спешке еще чего или, к примеру, уточнить, какой именно докторской колбаски она хочет, "клинской" или "микояновской"? Затем заказ передадут в магазин, проследят за комплектацией и своевременной доставкой. В общем, когда вечером жилец вернется домой, продукты будут уже лежать в его ячейке.

    "168 тысяч семей уже обслуживаются таким образом, а к концу года будет не менее 500 тысяч", - уверены в колл-центре.

    Спрашивается, а зачем магазину нужен колл-центр, если все то же самое он мог бы сделать сам?

    "Ни одной небольшой фирме не по карману содержать такой штат операторов, как у нас, да и обзавестись таким оборудованием", - уверен руководитель колл-центра Алексей Величко-Генкин.

    Точно так же успешно незрячие операторы справляются с функциями менеджеров по продаже лекарств, путевок, продвигают услуги страховых компаний, автосервисных салонов и многих других. Так что если вам вдруг позвонили по телефону и спросили, например, не хотите ли вы застраховать свою жизнь и имущество на выгодных условиях, не спешите раздражаться: может быть, на другом конце провода незрячий человек и этот звонок для него - первый?

    Инвалидность -

    не недостаток!

    Впрочем, умение правильно реагировать на эмоции клиента входит в программу трехнедельного обучения, которую проходит здесь же, в своем учебном центре, каждый принятый на работу.

    "Что это значит?" - поинтересовалась я у менеджера по персоналу Александра Кутловского. "А то, что если 80 из 100 абонентов пошлют тебя с твоими предложениями, ты не можешь ответить им тем же", - объяснил он.

    Более того, оказывается, заказчик может предъявить свои требования к общению вплоть до того, как поздороваться с абонентом, что сказать потом, как попрощаться... Незрячие операторы прекрасно справляются со всем этим. Они профессионально проконсультируют собеседника, продемонстрировав умение говорить информативно и убедительно, в любой фирме выйдут на руководителя любого ранга, какие бы барьеры ни чинил секретарь.

    Впрочем, познакомившись с операторами этого колл-центра, многие фирмы готовы вообще отказаться от услуг секретаря. Зачем зависеть от одного человека, у которого может и ребенок заболеть, и в отпуск его надо отпускать... Его функции: соединить по телефону со своими сотрудниками и с партнерами и ответить на звонки могут выполнить операторы с Огородного проезда, что обойдется к тому же гораздо дешевле.

    И все-таки: почему здесь предпочитают брать на работу именно инвалидов по зрению? - спрашиваю у Алексея Романова - тоже инвалида первой группы. "У всех нас такое огромное желание работать, что оно восполняет даже физический недостаток", - объяснил он.

    И это правда. В центр на Огородном проезде сейчас едут на работу не только москвичи, но жители Подмосковья, Рязани, Тулы, Твери... Да еще 5 тысяч человек ждут своей очереди в листе ожидания! Что и неёудивительно: интересный труд, общение, да еще и зарплата от 13 тысяч рублей. Согласитесь, неплохая добавка к пенсии!

    ...Уезжая же с Огородного, я больше всего сожалела о том, что мой отец, ослепший от болезни в два года и тем не менее больше всего на свете дороживший работой, не дожил до такого предприятия. Так и умер, проклепав всю жизнь гвозди и собирая электрические розетки. Впрочем, как и все другие работники системы УПП ВОС с ее средневековым ручным трудом, которая зачахла, не выдержав конкуренции в рыночных условиях.

    Прямая речь

    Юрий Лужков, мэр Москвы:

    - Год равных возможностей в столице заканчивается. Но проблемы инвалидов Москва не перестанет решать и дальше. Именно потому правительством города разработана и утверждена "Стратегия повышения качества жизни инвалидов в Москве до 2020 года", цель которой - превратить столицу в место, где комфортно жить каждому человеку.

    Важно

    Откуда у Москвы сейчас, когда доходы так резко упали, деньги не просто на новое предприятие, но еще и оснащенное по последнему слову техники?

    "618 миллионов рублей на его создание вложены из бюджета столицы, - пояснил "РГ" руководитель департамента труда и занятости Москвы Олег Нетеребский. - Эти средства получены от предприятий, которые предпочитают сами не создавать рабочих мест для инвалидов, как того требует городской закон, а платят за это штрафы". Еще 180 миллионов - деньги инвесторов, заинтересованных в труде инвалидов. Руководитель проекта Алексей Денежкин уверен, что вложенные бюджетные деньги ровно через тридцать три месяца вернутся в городскую казну в виде налогов.

    "Горячая линия" департамента соцзащиты Москвы:

    тел. (495) 691-34-78.

    Поделиться