Эстония получила еще один правовой удар. Известный юрист Михаил Иоффе в очередной раз сумел доказать в Европейском суде по правам человека неправомерность действий Таллина в отношении военного пенсионера, гражданина России Николая Миколенко. О подробностях этого непростого дела Иоффе рассказал в интервью корреспонденту "РГ".
Российская газета: Михаил, расскажите, как проходил процесс рассмотрения дела Миколенко?
Михаил Иоффе: Дело Николая Миколенко было крайне тяжелым. Проблема заключалась в том, что первая жалоба была подготовлена им самостоятельно, в её удовлетворении ЕСПЧ было отказано в 2006 году. И в новой жалобе мы были "зажаты" предыдущим решением, т.к. повторное обращение в Страсбург в соответствии с регламентом по тем же вопросам недопустимо.
Напомню фабулу дела - Миколенко и десятки других бывших военных принял участие в американской программе по обеспечению жильём на территории России. Получив от правительства США ваучер на 25 тысяч долларов, он и многие другие, по должны были выехать из Эстонии. Однако Миколенко по семейным обстоятельствам решил остался.
Эстонские власти не давали Миколенко вид на жительство, хотя по российско-эстонскому договору 1994 года о выводе войск он как бывший советский военнослужащий имеет на это безусловное право.
С 2003 года Миколенко начали чинить препятствия. Эстонские власти решили рассматривать его не как субъекта российско-эстонского договора о выводе войск, а как субъекта закона о реадмиссии. На этом основании они поместили его под стражу в центр перемещенных лиц. Этот центр фактически является фактически тюрьмой - та же охрана и решетки на окнах, запрет выхода и многое другое.
Миколенко пытались заставить написать прошение в российское посольство о выдаче ему документа, на основании которого его можно было бы выслать в Россию. Когда Миколенко отказался, его обвинили в отказе сотрудничать с эстонскими властями и оставили "за решеткой".
Особенностью "дела Миколенко" является то, что публичных слушаний по нему не было, производство велось в письменной форме. Примечательно, что эстонская сторона засекретила ряд документов по делу. Я получил от европейского суда предупреждение, что некоторые бумаги, предоставленные эстонской стороной, являются конфиденциальными. В связи с данным предписанием Европейского суда я не могу вам о них рассказать.
РГ: Как вы оцениваете сам факт рассмотрения данного дела в Страсбургском суде?
Иоффе: "Дело Миколенко" носит не правовой, а политический характер. Таких дел в Эстонии много, начиная с жены Миколенко Любови и так и в отношении других уволенными военнослужащими и членами их семей. Мне известно, что в Эстонии имеется производство по пяти аналогичным делам. Во всех случаях эстонские власти незаконно принуждали проходящих по ним лиц к сотрудничеству.
В результате "дела Миколенко" Европейский суд постановил, что был нарушен пункт 1 статьи 5 Европейской конвенции по правам человека- право на свободу и личную неприкосновенность. Компенсация морального вреда Миколенко, назначенная судом, составляет 2000 евро и присуждена компенсация судебных расходов.
Кстати отмечу, что в "деле Миколенко" фигурирует и его жена, которая также незаконно содержалась в центре и была выпущена на свободу только в преддверии рассмотрения дела в Европейском суде.
Примечательно, что эстонские власти пытаются взыскать с Миколенко деньги, около 25 тысяч долларов США за его содержание под стражей в центре перемещенных лиц.
РГ: Удивило ли Вас что-то в ходе рассмотрения данного дела в Европейском суде?
Иоффе: Особо меня поразила "правовая" аргументация судьи от Эстонии, поддержавшего свое государство в правомерности нарушений прав человека в отношении Миколенко и заявившего о своем особом мнении, что советские войска были там и так слишком долго - более 50 лет.
РГ: Сейчас, когда в деле поставлена точка, что собирается делать Миколенко?
Иоффе: Он намерен подать иски в национальные суды с тем, чтобы потребовать наказания виновных лиц в его незаконном содержании под стражей, грубо нарушавших его права человека . Кстати, сильная сторона решения Европейского суда заключается в том, что оно обязывает Эстонию восстановить нарушенные права человека и загладить причиненный своими действиями ущерб.
После решения европейского суда Миколенко вправе потребовать от эстонских властей решения вопроса о предоставлении ему статуса, позволяющего законно пребывать на территории Эстонии. При чем этого статуса, которым он должен иметь по соглашению 1994 года о выводе войск. Должен сказать, что Миколенко и вся его семья, а также все военные пенсионеры , проживающие там очень рады долгожданному решению суда.
Хочу дополнить, что в ЕСПЧ еще будет рассмотрены жалоба жены Миколенко Любови на такие действия властей по её депортации, два заявления самого Миколенко за его 12-дневный арест в связи с невыездом из Эстонии и взыскания с него около 25 тысяч долларов США за теперь уже незаконное лишение свободы и заявления других соотечественников, которых власти Эстонии принуждали к выезду.