Подписание протоколов между Арменией и Турцией от провала спасла записка Сергея Лаврова

То, что творилось в субботу в Цюрихе на самом высоком дипломатическом уровне, легко могло бы стать сценарием для отличного голливудского политического триллера. Подписанию документов о нормализации отношений между Арменией и Турцией предшествовало почти четырехчасовое крайне эмоциональное зрелище с сорванным мини-концертом классической музыки, отмененным официальным ужином и написанной от руки запиской, без которой финальная часть переговоров чуть не закончилась грандиозным скандалом.

Как только выяснилось, что в Швейцарии министры иностранных дел Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмет Давутоглу готовы подписать два протокола и тем самым поставить точку в почти вековом противостоянии, стало понятно - в Цюрихе не обойдется без политического "экшена". Избежать накладок на финишной прямой пытались все: не только Анкара и Ереван, но и все международные посредники из России, США и ЕС. Даже тексты выступлений после церемонии подписания Налбандян и Давутоглу решили заранее показать друг другу. На чем в итоге чуть и не погорели.

Принимающая швейцарская сторона готовилась не менее тщательно к историческому моменту. Ведь подписание протокола об установлении дипотношений и протокола о развитии двусторонних отношений, которые теперь однозначно будут в дальнейшем называться не иначе, как цюрихское соглашение, оказалось крайне важным далеко не только для Армении и Турции. С одной стороны, готовившееся с 2007 года восстановление отношений между двумя государствами стало наглядным свидетельством того, что на Кавказе все же можно цивилизованно решать спорные вопросы. С другой стороны, речь идет о первом совместном дипломатическом успехе России и США после объявленной американским президентом перезагрузки.

Чтобы подчеркнуть важность события, в Цюрих приехали не только глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон, которые уже во вторник вновь встретятся в Москве, но и министры иностранных дел Франции и Словении Бернар Кушнер и Самуэль Жбогар, а также верховный представитель ЕС Хавьер Солана. И вот в субботу примерно в три часа дня все гости собрались в назначенном месте. Но церемония подписания все откладывалась. В одной комнате ждали своего часа швейцарские музыканты - им при помощи классической музыки предстояло открыть и закрыть церемонию подписания. В другой остывали приготовленные для званого ужина блюда.

В третьей комнате, зарезервированной российской делегацией, установили телевизор. Ведь в Москве начинался футбольный матч Россия-Германия. А церемония все не начиналась. Среди следивших за происходящим журналистов сначала появилась информация о том, что армянская сторона выступила против упоминания в заявлении турецкого министра словосочетания "Нагорный Карабах". В действительности же, как пояснил "РГ" источник в российской делегации, Эдвард Налбандян продолжал настаивать на том, чтобы из текста его турецкого коллеги убрали заявление о том, что проблемой геноцида армян в Турции в последующем займется специально созданная рабочая группа. А время шло.

В Москве сборные России и Германии уже вышли на поле. Поняв, что подписание протоколов откладывается на неопределенное время, Лавров пригласил Кушнера, Солану и Жбогара посмотреть начало матча в комнате российской делегации. Все без промедления приняли приглашение. За кого болел глава МИД России, нет необходимости объяснять. Год назад, 10 октября 2008 года, он по приглашению министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера ездил в Дортмунд на первую встречу этих же команд. На этот раз пришлось следить за футбольным поединком перед экраном телевизора в Цюрихе. Его гости, по словам очевидцев, болели не за немцев, а за хороший футбол. Не забывая, правда, для чего в действительности все они приехали в Швейцарию. Что в это время делала Хиллари Клинтон, источники в российской делегации не уточняют.

Становилось все более очевидно, что Армения и Турция находятся в шаге от крупного дипломатического разочарования. Страсти накалялись не только на московском стадионе. И тогда "болельщики" из цюрихской "ложи" решили применить свое "тайное дипломатическое оружие". Лавров взял в руки ручку, бумагу и от руки написал на английском: "Эдвард! Соглашайся на церемонию без заявлений". Под этим документом свои подписи кроме российского министра тут же поставили Кушнер, Солана и Жбогар. А ниже Лавров дописал: "10 октября 2009 года. 19.35".

Записка была доставлена адресату - главе МИД Армении. Менее чем через час церемония подписания протоколов все же началась. Правда, не было ни музыки, ни ответных речей, ни ужина. Тем не менее дипломаты все же добились главного - документы были подписаны.Теперь их должны ратифицировать парламенты двух стран, и лишь затем они вступят в силу. Но это другая история, которая, к слову, уже началась.

К примеру, в воскресенье министерство иностранных дел Азербайджана выступило с заявлением: "Нормализация отношений между Турцией и Арменией до вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий составляет прямое противоречие с интересами Азербайджана".

У Сергея Лаврова на этот счет иное мнение. "Мы ощущаем твердый настрой вести дело к установлению добрососедских отношений между Арменией и Турцией, что объективно должно способствовать дальнейшим шагам, укрепляющим мир и безопасность в регионе", - говорится в заявлении Лаврова, которое размещено на сайте МИД России. Иными словами, в Цюрихе сделан лишь один шаг. Но очень важный.