С 19 октября на Первом канале начинается новый 10-серийный фильм "Адмиралъ".
Показывать его будут по будням в 21.30. Разогревает зрительский интерес тот факт, что одноименный художественный фильм - блокбастер - вышел в широкий прокат год назад. Те, кто посещал кинотеатры, могли оценить игру Константина Хабенского (адмирал Колчак), его возлюбленной - Анны Тимиревой (Елизавета Боярская), жены (Анна Ковальчук) и других. А также масштабные сцены морских боев и сильный прием кинематографа - старение героини Елизаветы Боярской (те же технологии та же команда применила на "Евровидении", когда старила лицо Анастасии Приходько). После кинокартины разгорелись большие дискуссии и об исторической правде, и о патриотизме, и о высокой любви.
Как воспримут зрители телеверсию? Обозреватель "РГ" беседует с народным артистом России Сергеем Безруковым, исполнителем одной из самых заметных ролей - генерала Каппеля в полнометражном фильме и соответственно в многосерийной картине "Адмиралъ".
Российская газета: Сергей, чем будет отличаться многосерийный фильм?
Сергей Безруков: Более развернутой историей. То, что можно рассказать за 10 серий, невозможно вложить в один фильм. Потому что существует формат кино со строго определенным лимитом времени. На комедию - один час тридцать минут. Час сорок - уже перебор. А для драмы - два с лишним часа, не больше. При таком формате, когда история снята на 10 серий, потом ее смонтировать, уложив в два с лишним часа - очень сложно.
Я еще не смотрел все серии телеверсии. Только озвучивал те эпизоды, где присутствует мой герой. Но, думаю, что в ней появится более объемная картина, более подробная история любви Колчака и Тимиревой. Неспешное и подробное повествование, которое может позволить многосерийный фильм, выигрышно для исторической картины.
РГ: Когда, как сейчас принято, снимают большое количество киноматериала, с запасом на сериал, а потом делают из него час или два для проката, не мешает ли это зрительскому восприятию? Не кажется ли людям, что рваный рисунок и сюжета, и ролей - вашей, в частности. Не становятся ли современные кинематографисты заложниками ситуации? Этот вопрос касается и фильма "Каникулы строгого режима".
Безруков: Что касается моего героя, его и так в фильме мало. Да, в телеверсии чуть больше. Но его история - не главная. Что касается "Каникул…", они изначально снимались именно как кино. Хотя материала было отснято гораздо больше, чем вошло в киноверсию. Так что если через год мы увидим по телевизору три-четыре серии "Каникул…" - будет интересно посмотреть, насколько они будут отличаться от фильма.
В случае с "Адмиралом" изначально было наоборот - снимали сериал и из него делали кино. И рассказали эту историю настолько полно, насколько это было возможно в рамках отведенного времени.
РГ: Ваша роль генерала Каппеля действительно небольшая, но яркая. Недавно на Первом канале в "Большой разнице" показывали пародию на фильм "Адмиралъ" и немалую ее часть посвятили именно вашему герою. Видели?
Безруков: Я сам не видел, мне рассказывали. Прежде всего мне это неприятно. Если бы делали пародию на Сергея Безрукова - другое дело. Но ее делали с учетом исторического персонажа - генерала Каппеля. Сцена ампутации - это не материал для шуток. Можете шутить на тему актера Безрукова, который играет многих исторических персонажей - пожалуйста, на это я не обижаюсь. Некоторые из этих шуток действительно бывают забавными, смешными. Но когда касается личности генерала Каппеля, которому без наркоза пилой в походно-полевых условиях ступни отрезали… Из этого нельзя делать пародию. Это цинизм, который я не принимаю, и мне жалко, что в нашем обществе эта болезнь - юмор с перебором - существует, и на телевидении особенно.
РГ: Что мы узнаем из сериала о вашем герое, чего не видели в фильме?
Безруков: Повторюсь: картина все-таки о Колчаке, а не о Каппеле. Поэтому с моим героем будет сцен ненамного больше. Например, эпизод, когда после психической атаки Войцеховский подходит к Каппелю и говорит о количестве жертв. И генерал отвечает: "Я надеюсь, Господь Бог простит нам эти жертвы во имя любви к Родине". Мне кажется, это очень важные слова. Они говорят о многом: о том, насколько в военное время полководцы, которые отдают приказы, сами переживают по поводу больших людских потерь. Насколько они внутренне оправдывают или же не оправдывают свои действия. Это очень важный вопрос: ради чего такие жертвы?
В сериале будут небольшие сцены, которые, дополнят образ Каппеля. Что касается линии моего героя, то здесь все - историческая правда, есть документальные свидетельства, взятые из реальных источников. Так вот, есть сцена, когда уже после операции, с воспалением легких, генерал Каппель вызывает на дуэль генерала Жамена за предательство. Даже в таком состоянии он диктует вызов, который по телеграфу передают Жамену.
Мне бы очень хотелось, чтобы зрители попытались более подробно узнать о моем герое, чтобы люди взяли в руки книги и прочли о нем. Потому что в наше циничное время не все верят, что человек мог отдавать жизнь за Родину и беззаветно служить Отчизне. Капель присягнул служить Отечеству, и все свои неполные 37 лет отдал делу служения России.
Хотя даже по происхождению он был не русским, а из потомственных шведов.
РГ: То, о чем вы говорите, касается и Колчака. Герой Константина Хабенского также демонстрирует высокое отношение к служению Отечеству. И - что мне показалось интересным в этом фильме - может ли быть в наше время такая возвышенная любовь между мужчиной и женщиной, как между Колчаком и Тимиревой?
Безруков: Даже если нет, то такому чувству можно учиться.
РГ: Возвышенной любви можно научиться?
Безруков: Когда в советское время люди смотрели фильмы, они учились по ним жить. Была такая замечательная тенденция в нашем кинематографе - он отвечал за нравственность. Картины давали надежду и учили, как надо жить, любить, служить Родине. На самом деле в советском воспитании было много хорошего, и не стоит совсем уж от него отрекаться. А уж тем более от тех моральных и этических норм, которые существовали тогда в кинематографе. Вспомните советские фильмы: о какой любви там говорили, какие отношения были. А сейчас, например, посмотрите саму подборку картин на последнем "Кинотавре" - что снимают и что выставляют в конкурсной программе. Можно ужаснуться - чем страшнее, тем лучше.
РГ: Одновременно два патриотических фильма будут идти на разных каналах - продолжение "Исаева" и "Адмиралъ". Людям будет трудно выбрать, что смотреть и где учиться патриотизму.
Безруков: И замечательно, если люди будут смотреть эти фильмы, которые станут для них своеобразной отдушиной в наше циничное время. Обе картины - ответ тем, кто говорит, что общество прогнило насквозь, ничего хорошего не осталось, что любви нет, патриотизма - тоже. Я с этим никогда не соглашусь. Когда "Каникулы строгого режима" прошли по кинотеатрам страны, я был на 9 премьерах в разных городах. И, когда старые и молодые смеялись на одних и тех же моментах, это говорило о том, что не все еще потеряно. Что кино востребовано и при отсутствии пошлого юмора. И людям нравится, когда картина добрая. И когда появляются патриотичные, не пошлые фильмы - это как глоток чистого воздуха в нашем загазованном современном мире. Кино всегда было сказкой. Даже в Великую Отечественную мастера кинематографа снимали не про ужасы, а старались давать людям надежду и вдохновлять их. Я понимаю, что "Кубанские казаки" - не блестящий пример для подражания: их снимали, когда кругом была нищета и разруха. Но они тогда были необходимы. Мне бы не хотелось, чтобы кто-то провел параллель, что такие патриотичные фильмы, как "Адмиралъ" или "Исаев", - это такие своеобразные "Кубанские казаки" нашего времени. Ни в коем случае! Но все же настала пора поговорить о патриотизме. Когда люди уже перестали верить во что бы то ни было. К Богу, к счастью, уже многие пришли. Может быть, посмотрев хорошее кино, зрители начнут возвращаться к нормальной жизни.
РГ: Сергей, хочу спросить про ваши новые работы. Где, кроме "Адмирала", можно будет вас увидеть.
Безруков: Есть мой проект "Самая реальная сказка", который снимался в Казани. Съемки завершены, остался еще небольшой эпизод, который доснимем в январе. В этом проекте я выступаю в качестве генерального продюсера и исполнителя одной из главных ролей. Вместе с режиссером Андреем Мармонтовым мы придумали современную хорошую сказку, где известные персонажи попадают в наше время. Главный герой у нас - 14-летний мальчишка, Максим Шибаев. Я сыграл Ивана-дурака, Леонид Ярмольник - Кащея, Иришка, моя жена, - Василису Премудрую. Добрый, хороший проект. Надеюсь, к следующей осени мы выйдем с ним к зрителю.