Кирову хотят вернуть историческое название

Объявлена "цена" референдума о переименовании Кирова в Вятку.

К истокам

Сумму объявил губернатор Кировской области Никита Белых: от 10 до 12 млн рублей.

Референдум о целесообразности возвращения Кирову исторического названия 16 лет назад в городе уже проводили. Тогда большинство горожан проголосовали за то, чтобы оставить городу прежнее название. На новую попытку решено не тратить казенных денег. Белых сообщил, что создан фонд, который будет пополняться средствами из разных "внебюджетных источников". Спешить власть не намерена. Когда в фонде наберется 10-12 млн - тогда и проведут референдум.

Напомним, что Вятка стала Кировом ровно 75 лет назад. В 1934-м в Ленинграде убили известного большевика Сергея Кирова, и в его честь массово начали называть улицы, электровозы, заводы, легкий крейсер и экспериментальный танк. Сразу два города пожелали носить его имя: Вятка и Уржум. В борьбе победила Вятка.

К слову, город вполне могли назвать не Кировом, а Костриковом - такова настоящая фамилия революционера. А Киров - лишь его партийный псевдоним, производный от имени древнего царя Кира. Но народ знал убитого не по фамилии, а по псевдониму.

Процесс возвращения российским городам исторических названий начался в начале 1990-х годов, и далеко не везде народ соглашался с доводами реформаторов. С первой попытки не удалось переименовать не только Киров - народ проявил консерватизм и в других регионах, например в Краснодаре, которому предлагали вернуть название Екатеринодар. Жители Тольятти выступили в подавляющем большинстве за сохранение городу "коммунистического" имени: город назван в честь главы итальянской компартии Пальмиро Тольятти. Сохранили "советские" названия и Калининград и Ульяновск.

И напротив, на волне перестройки Ленинград вновь стал Санкт-Петербургом, Брежнев - Набережными Челнами, Горький - Нижним Новгородом, Загорск - Сергиевым Посадом, Калинин - Тверью, Куйбышев - Самарой, Орджоникидзе - Владикавказом, Свердловск - Екатеринбургом и т.д.

Как и в случае с Кировом-Вяткой, уже довольно долго кипят страсти вокруг возвращения исторического названия Иванову - энтузиасты предлагают переименовать город в Иваново-Вознесенск. Интересно, что здесь идею переименования поддерживает и местная епархия.

За все заплачено

Расходами только лишь на референдум "цена вопроса" не ограничится. Если народ голосует за переименование, то после хлопотной и долгой процедуры (местные депутаты должны обратиться в правительство, где уже примут окончательное решение) наступает новый этап больших трат. Позиция "консерваторов": надо все оставить как есть, иначе просто разоримся: в переименованном городе все фирмы должны менять печати, а народ - паспорта. И это не считая расходов на замену атрибутики, указателей, карт, кадастров и справочников. А на дворе - кризис.

У сторонников возвращения исторических наименований иные аргументы.

- Ни юрлица, ни кто-либо в переименованном городе ничего менять не должны! - утверждает председатель движения за возвращения исторических названий "Возвращение" Юрий Бондаренко. - Есть решение о переименовании, и этой бумаги всем вполне достаточно.

Если человек сам пожелает изменить прописку, то, по утверждению экспертов "Возвращения", помех в этом чинить власть не станет. Но - сугубо добровольно. Скажем, после смены названия Ленинграда на Санкт-Петербург народ ведь не менял паспорта.

По мнению Бондаренко, сегодня по-прежнему актуален проект переименования Краснодара в Екатеринодар и Ульяновска в Симбирск. К ним в движение за консультациями часто обращаются люди из этих городов. Кроме того, группы энтузиастов твердо намерены вернуть Ногинску имя Богородск, а Дзержинскому - Угреш. Слухи о "непомерных расходах", по мнению Бондаренко, сильно преувеличены.

- Страна жила намного беднее, когда в начале 90-х мы возвращали на карту города-миллионники: Санкт-Петербург, Самару, Нижний Новгород, - напоминает председатель "Возвращения". - Вот, скажем, несколько лет назад старые названия обрели два небольших города: Бирюч (прежде Красногвардейское) в Белгородской области и Спасск (Беднодемьяновск) в Пензенской. Стоило это в каждом случае около 400 тысяч рублей. Ведь надо только провести референдум и поменять таблички. А вот атласы и карты необязательно сразу менять. Это вполне можно сделать и позже, во время их планового переиздания.

К слову, каких-то единых тарифов на смену названия не существует. В основном все определяется величиной и значением населенного пункта. Например, недавняя шумная пиар-акция одной политической партии по смене названия крохотного села в Ленобласти (было Поздосье - стало Генералиссимус Иосиф Сталин) обошлась в сущие копейки. Село-то крохотное, его и не на каждой карте найдешь. Иное дело - смена названия мегаполиса, скажем, столицы.

Сегодня не многие помнят, что Москву активно пытались переименовать в период с 1918 по 1930 год: свыше полусотни попыток. Наиболее массированная акция была в начале 1920-х годов, когда прошение о переименовании Москвы в Город Ильича подписали сразу более 200 советских и партийных чиновников.

Ни Ленин, ни Сталин искушению не поддались.

Не всем городам так повезло. Украинский Луганск дважды переименован в Ворошиловград и два раза обратно.

А наш Рыбинск, основанный в 1071 году, сначала назывался Усть-Шексна. Затем его переименовывали: в Рыбную Слободу, а позже - в Рыбинск. Позже - в Щербаков (в честь руководителя Совинформбюро Александра Щербакова), еще раз в Рыбинск, затем в Андропов и снова в Рыбинск.

Из Синяков - с любовью

Отдельная проблема - смешные и нелепые названия небольших сел и деревень. А есть и совсем даже не смешные.

Заметим, речь идет не о каких-то крохотных хуторках, затерянных в тайге, над которыми и потешаться некому. Отнюдь. Сразу после выезда из Москвы по Ленинградке в сторону Санкт-Петербурга водители начинают улыбаться при виде дорожных указателей: направо - Черная Грязь, налево - Дурыкино... А ведь это еще самые безобидные названия.

Кому-то выпала судьба родиться в Болотной Рогавке, Большой Пыссе, Бухалове, Большом или в Малом Лохове. Конечно, человек со временем привыкает ко всему, но все равно обидно, да и жители соседних деревень издеваются. Ладно - Бухалово. А быть тем, кто живет в Сучках, Козлах, Вагине, Какине, Блядищеве? А есть еще Голодранкино, Дешевки, Дрочево, Малые Гнилуши, Мусорка, Муходоево, Мымрино, Синяки, Сопляково, Лопухи...

На карте очень много сел, в названии которых - производное от слово "дурак": Дураки, Дураково, Дуркино, Дурыкино.

Фантазии не хватает угадать, как сами себя называют жители деревень Попал, Подсосное, Мошонки, Попки, Пупсы. Нужно иметь непоколебимую самооценку или хорошее чувство юмора, чтобы жить в Педрилове и Поносове.

Есть название не столько обидные, сколько экзотические: Мочилы, Чуваки, Совлох.

- По дороге из Ростова-на-Дону в Армавир увидел село Юго-Северное!!! - сообщает участник интернет-форума. - История такова: было две деревни, разделенных рекой - Северное и Южное. Их объединили...

Архангельские историки провели целое топографическое расследование, чтобы успокоить жителей многочисленных поселков Лохово, Лохушкино и им созвучных. Чтобы избавить их жителей от комплексов, было объявлено: слово "лох" произошло из языка поморов, которые с незапамятных времен так обзывали неповоротливую рыбу. То есть селяне из Лохова - нисколько не лохи, а предки рыбаков.

Кстати, жителям маленьких поселков переименовывать их даже проще, чем горожанам. По закону, там даже на референдум не нужно тратиться. Достаточно сельского схода.

А как у них

Во Франции власти города Э объявили о намерении переименовать его в Город Э или в Э в Нормандии. Смысл? С нынешним названием город практически не возможно найти в Интернете: поисковики не реагируют на название из одной буквы. А жители французской глубинки провели специальный съезд, на котором решали как сохранить психическое здоровье народу в таких деревнях, как Грязная свинья, Очень тупые, Моя попа и Здесь трескают лук.

Напротив, во французском городе под названием Кондом все довольны жизнью: турист просто валит в "смешной город".

Отличная самооценка у ирландцев: там правительственная комиссия порекомендовала переименовать деревню Дун-Блеске ("Форт шлюхи") в Ан-Дун (просто "Форт"). Народ категорически отказался: им название очень нравится.

Казахский город Акмолинск, образованный в XIX веке на месте селения Акмола, в советское время был переименован в Целиноград. Затем стал опять Акмолой. В 1997 году город был объявлен столицей Казахстана, на празднование приехали журналисты со всего мира. Большинство репортажей начиналось с сообщения, что название столицы с казахского можно перевести как "белая могила". Уже на следующий год город переименовали в Астану.

Кстати

Прежде чем обращаться с просьбой об изменении названия, необходимо:

- Предложить название, состоящее не более чем из трех слов.

- Обосновать необходимость переименования.

- Орган власти должен документально зафиксировать мнение населения.

- Рассчитать затраты.

- Получить одобрение местных депутатов.