Сергей Стадлер, руководитель Санкт-Петербургской консерватории, успевает все, потому что ему все интересно.
На IX Международной неделе консерваторий он выступит в качестве дирижера. "Российской газете" скрипач с мировым именем рассказал о наиболее значимых элементах фестиваля, о музыке и немного о себе.
Российская газета: Сергей Валентинович, в этом году на фестивале ожидается грандиозная премьера?
Сергей Стадлер: Да, мы представим новый орган, вокруг него все и будет крутиться. Раньше орган в Малом зале консерватории был не очень удачный, а вот теперь у нас инструмент немецкой фирмы. Премьера органа уже состоялась - на открытии нового консерваторского фестиваля "Под знаком вечности", который завершился недавно, но хорошую вещь можно представлять несколько раз.
РГ: Вы сами принимаете участие в фестивале?
Стадлер: Да, я дирижирую на открытии и закрытии. В качестве скрипача на этот раз не участвую.
РГ: Никогда не возникало желания заняться популяризацией классики? Ванесса Мэй, например, делает это успешно.
Стадлер: Это совершенно разные вещи. Органные концерты в Нотр-Дам-де-Пари, например, - очень серьезное искусство, а Ванесса Мэй вообще никакого отношения к классической музыке не имеет. Мы бы ее даже в нашу школу не взяли, она не скрипачка. Она шоуменша, которая держит в руках скрипку.
РГ: Однако с подачи именно таких исполнителей, как Ванесса Мэй, люди знакомятся с произведениями классиков.
Стадлер: А вот этого как раз не надо. Если человек, который ничего не понимает в музыке, идет на концерт, он должен услышать хорошее исполнение. Но я не считаю, что необходимо прививать вкус к хорошей музыке насильно. Не хотят слушать - ну и не надо. Серьезная музыка по сути своей искусство элитарное, потому что оно изначально рассчитано на высокообразованных людей.
РГ: Но ведь количество таких людей в обществе уменьшается.
Стадлер: Мы в целом дичаем, это правда. Люди стали крайне нетребовательными. Музыка - это очень своеобразный мир, с которым человека надо знакомить. А вот если после знакомства мир музыки не стал для него ближе, насильно продолжать знакомство нельзя. Кому опера скучна - пусть сидит дома и смотрит футбол. Хотя я футбол тоже люблю. Но проблема воспитания - это очень серьезный момент. Было бы хорошо, чтобы детям хоть чуть-чуть показывали мир музыки. Неслучайно, чтобы получить настоящее удовольствие от искусства, которое мы называем классическим, нужно быть с ним знакомым.
РГ: Разве смогут привить детям любовь к музыке люди, с ней не знакомые?
Стадлер: А вот это уже проблема нации, семьи, воспитания. ХХ век был ужасен, три волны уничтожения лучших прокатились по России - революция, Великая Отечественная война и сталинские репрессии. После всего того, что произошло, мы стали жить совсем в другом обществе. И теперь нам очень трудно добраться хотя бы до понимания тех высот, которые были прежде. Это проблема не только музыки, а культуры в целом. Хотя сейчас уже начинает наблюдаться положительная тенденция. Богатые люди дают своим детям хорошее образование за границей, и эта молодежь потом возвращается жить в Россию. Но процессы образования очень длительные. Культуру очень быстро разрушить и очень тяжело потом восстанавливать. Это очень хрупкая субстанция.
РГ: Если заниматься популяризацией музыки не нужно, какова тогда цель Международной недели консерваторий?
Стадлер: Как любого фестиваля - других посмотреть, себя показать. Однако популяризировать в хорошем смысле - это неплохо. Если к нам придут люди, которые никогда прежде не были на концертах, - это здорово. Но я еще раз повторю: люди, которые никогда не были на концертах, должны сразу прийти на какое-то хорошее исполнение.
РГ: На предстоящем фестивале вы можете выделить что-то наиболее выдающееся?
Стадлер: Я бы не хотел выделять что-то особо. В программе много органистов - Даниэль Зарецкий, Дональд Сазерленд... Будет и современная музыка. В программе фестиваля запланирован концерт, который представят наши молодые композиторы - Анатолий Королев, Антон Танонов, Владимир Раннев, София Левковская.
РГ: В будущем их музыка станет классикой?
Стадлер: Я так не думаю. Когда был жив Мессиан, все знали, что он гений и его музыка останется в веках. То же самое с Шостаковичем. Это неправда, что гениями становятся только после смерти.
РГ: То есть то, что будет показано на фестивале, - негениально?
Стадлер: Каждый композитор - гений. Однако на сегодняшний день композитора уровня Прокофьева, Шостаковича, Стравинского или Мессиана не только в России, но и в мире нет. Для того чтобы быть таким писателем, как Толстой, необходимо расплатиться всей жизнью. Что нужно, чтобы быть Толстым, - вопрос глобальный.
РГ: А что нужно, чтобы быть Стадлером?
Стадлер: Это не в моей власти. Я делаю то, что должен. Но по своей природе я занят вторичной профессией - более-менее хорошо играю то, что написали большие композиторы. Такая профессия - но я доволен. Когда я был маленький, я думал, что все люди на чем-то играют.
РГ: Следующая Неделя консерваторий будет юбилейной - десятой. Вы уже думаете о том, что представите публике в следующем году?
Стадлер: У нас слово "юбилей" - магическое. Конечно же, мы подготовимся к юбилею. Но подробностей пока не расскажем. Будущее покажет.