Сергей Миронов принял участие во внеочередном заседании Ассамблеи европейских сенатов

В минувшую пятницу председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов принял участие во внеочередном заседании Ассамблеи европейских сенатов (АЕS): "Демократия в Европе через двадцать лет после первых свободных выборов к востоку от Берлинской стены".

Встреча глав сенатов Европы проходила в польском Гданьске и была посвящена 20-летию первых демократических парламентских выборов в Восточной Европе, когда движение "Солидарность" нанесло поражение правящей Польской объединенной рабочей партии и сформировала некоммунистическое правительство. Принято считать, что это стало началом демократических перемен в лагере социализма, которые в ноябре 1989 года привели к падению Берлинской стены. Гданьск же был выбран неслучайно: именно этот город - родина "Солидарности", лидером которой стал электрик Гданьской судоверфи, позже лауреат Нобелевской премии мира и президент Польши Лех Валенса.

В заседании АЕS принимали участие представители верхних палат парламентов, политики и эксперты из Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Польши, Швейцарии и других европейских стран. В своих выступлениях они анализировали состояние демократии в Центральной и Восточной Европе, оценивали путь демократических реформ, который проделали за последние 20 лет бывшие соцстраны, - что сделано и какие проблемы еще остаются.

Так глава германского бундесрата Йенс Бернзен, сказав, что, хотя в объединившейся Германии многое изменилось к лучшему, не все, о чем мечталось, достигнуто и "некоторые риски, не предусмотренные два десятилетия назад", дают о себе знать. В частности, восточные немцы, так много ожидавшие для себя в плане улучшения жизни и социальной справедливости, по-прежнему остаются разочарованы в своих ожиданиях, и эта разочарованность усугубляется грянувшим кризисом. То же, сказал он, наблюдается и у граждан стран Восточной Европы, вошедших в ЕС.

Говорили участники заседания и об особой роли России в начале и в развитии демократических основ европейского миропорядка. Поминали не без благодарности последнего генсека КПСС Михаила Горбачева, задумавшего во второй половине 80-х придать социализму человеческое лицо. Выступивший перед сенаторами Лех Валенса такую признательность выразил в несколько парадоксальной форме: поблагодарил Михаила Сергеевича за то, что задуманное тому не удалось - в противном случае, сказал отец-основатель польской "Солидарности", "ничего не удалось бы сделать нам".

В своем выступлении глава верхней палаты российского парламента Сергей Миронов сравнил победу польской "Солидарности" на выборах  1989 года и падение в том же году Берлинской стены с "политическим цунами",  вызвавшим "радикальные сдвиги в менталитете не только европейских политических элит, но и общественности континента". Однако, заметил он, и "через 20 лет после окончания "холодной войны" ситуация в Европе и мире не выглядит вполне благополучной".

Почему окончание идеологического противостояния Восток-Запад не позволило создать в Европе надежную систему безопасности, выстроить целостную систему гармоничных и взаимовыгодных отношений на континенте? Ответ, по мнению Миронова, следует искать в сохраняющемся менталитете "холодной войны": "психология поиска врага продолжает прочно жить в умах многих людей, в том числе облеченных властью". Глава  Совфеда призвал к деидеологизации международных отношений.  "В наших общих интересах, - сказал он, - не создавать поводы для новых конфронтаций на исторической почве, а наоборот - вести открытый и доброжелательный диалог, в том числе по самым острым вопросам истории".

Сергей Миронов сообщил собравшимся, что на двусторонней встрече  со спикером Сената Польши Богданом Борусевичем они договорились о создании "групп дружбы между верхними палатами". И предложил другим участникам присоединиться к этой инициативе, создав "парламентскую восьмерку" верхних палат парламентов стран G8. Также он выступил с инициативой сотрудничества Ассоциации с представителями и структурами гражданского общества в европейских странах - приглашать их на заседания, проводить тематические семинары и конференции, готовить совместные исследования по проблемам, вызывающим наибольший интерес европейской общественности.

Рано утром, перед началом заседания, на городской площади Солидарности главы делегаций стран-участниц АЕS возложили венок и поставили поминальные свечи к "Трем Крестам" - памятнику погибшим в декабре 1970 года, когда против рабочих Гданьской судоверфи, бастующих против повышения цен и ухудшения жизни было применено оружие. Здесь же десять лет спустя прошли массовые рабочие забастовки, возглавленные  "Солидарностью". Перед тремя связанными друг с другом гигантскими крестами с укрепленными на каждом якорями - символом надежды - на постаменте сложенном из брусчатки четыре мемориальные доски с идентичным текстом на четырех языках, один из которых - русский:

"Памятник погибшим рабочим Гданьской судоверфи. 1970. Павшим - в знак вечной памяти. Правящим - в знак предостережения, что ни один общественный конфликт не должен решаться силой. Согражданам - в знак надежды, что зло можно победить".

Блиц-интервью в кулуарах

РГ : Какой вы видите роль средств массовой информации в становлении молодых демократий?

Богдан Борусевич : Демократия для того и развивается, чтобы решать проблемы в жизни государства и общества цивилизованным образом. Есть разные люди, с разными взглядами на развитие страны, на пути ее экономики, на социальную сферу. И когда у всех этих разных людей есть возможность высказать, в том числе и прежде всего через свободный доступ к СМИ,  свою точку зрения, свое мнение по любой общественной, экономической, политической проблеме, - создается синергетический эффект. Мне часто задают вопрос  "Почему  вы там, в парламенте, постоянно спорите, ссоритесь?". Но ведь парламент не является местом, где ссорятся, это место для продуктивных споров, для создания той самой синергии, повышающей  эффективность нашей деятельности.

РГ :  В пору общего соцлагеря в России и Польше говорили: "Мы народы-братья".  Будет ли эта идеологема актуальна и завтра?

Лех Валенса : Мы будем так говорить и завтра. И это будет очень естественно. Хотя между нашими странами и в прошлом, и в настоящем есть еще немало нерешенных вопросов, которые следует обсуждать. Если рядом живут две большие страны, и у них есть какие-то нерешенные проблемы, на них нельзя не обращать внимание. Надо их обсуждать. Мы ведь и сами себя порой не понимаем, - тем упорнее нужно искать взаимопонимание в диалоге друг с другом.