Тина Канделаки: С Ксенией Собчак дружить очень легко

Она производит специальные новости для молодых и думающих людей. У них - новый формат, и в каждом выпуске участвуют серьезные колумнисты.  Она  развивает первое в России интернет-телевидение и в гости к ней в студию приходят известные люди. Ее считают гламурной телеведущей и светской тусовщицей, но при этом выбирают в Общественную палату. Ее очень много, она невероятно активна. Она порой раздражает, но вызывает интерес. Полное имя этой девушки - Тинатин,  как у грузинской княжны. Но его мало кто знает. Зато Тина Канделаки - это знают все.

 - Тина, что для вас означает  выдвижение в Общественную палату?  Ходили разные слухи, почему вы туда пришли.

- Смысл вашего вопроса ясен, так что сразу начну отвечать. Прежде всего, большинство людей не понимают, что такое  Общественная палата. Она  не подразумевает наличие депутатской неприкосновенности,  зарплаты, бонусов.

-  А связи?

- Вы считаете, что Марата Гельмана и Евгения Касперского я не могла увидеть в обычной жизни? Что  наличие журналистской   деятельности не дает мне возможности встретить любого из  членов Общественной палаты?

-  А  статус?

- Статус?  Это наше исконно российское чувство, в котором замешаны подобострастие, зависть, желание выдвинуться самому и нежелание дать другим возможность реализоваться в любых социальных сферах. Причем в таких, где продвинуться может любой. В Общественной палате реально может оказаться каждый человек, имеющий активную общественную позицию. Разве те, кто были в Общественной палате до меня, сделали какие-то сногсшибательные карьеры в  политике? Или их собственная карьера как-то изменилась оттого, что они пришли в  Общественную палату? Ничего подобного  с этими людьми не произошло. Просто вотум доверия к ним снизился в силу того, что Общественная палата ничего  громкого  не сделала. Такого, чтобы потом сказали: как хорошо, что этих 124 человека призвали в Общественную палату, и как здорово, что они так плодотворно поработали.

Когда меня назначили в Общественную палату, я долго удивлялась реакции: если у тех людей ничего не было, почему все думают, что со мной что-то произойдет? Если Тина Канделаки пришла в Общественную палату, то это совсем не просто так, и уж тем более ясно, что это просто так не закончится.

- Меня поразило, что в тот день, когда пришло известие о том, что вы вошли в  Общественную палату, весь Интернет  был заполнены  фотографиями, где вы снялись для мужского журнала  "Максим".

- Да, это так смешно!

- Хочу расширить вопрос. Приходит, допустим, Алина Кабаева или Светлана Хоркина  в Думу - молодые красивые женщины, Но  воспринимается это с большой долей иронии. Почему?

- Есть дихотомия между журналистикой вчерашней и сегодняшней. Журналистика вчерашняя уже не понимает, сегодняшняя -  еще недопонимает. Президент Франции женился на Карле  Бруни. А  Карла Бруни снималась  с ног до головы абсолютно голой. И это не помешало ей стать женщиной, представляющее Францию. Сильвио Берлускони  занимался сексом с женщиной легкого поведения. Ангела Меркель не очень удачно в прошлом году нагнулась. Я миллион примеров могу привести.

Я - молодая женщина. Я  снималась во многих фотосессиях в 20-25 и даже в 30 лет. Мне не стыдно ни за одну из фотографий. Я никогда не скрывала того, что много времени потратила на то, чтобы держать себя в определенной форме, потому что природа не дала мне хорошей фигуры. Я брюнетка,  склонная к полноте.  И всю сознательную жизнь  борюсь с проблемой веса. Я знаю огромное количество женщин, таких же, как и я.  К сожалению, мир очень агрессивен. Мы живем в России, где мужчин мало, женщин много. И мне хотелось женщинам, которые испытывают те же проблемы, показать  и доказать, что можно добиться результата, если заниматься спортом и  вести здоровый образ жизни. Поэтому я так и снималась. Было бы приятнее, если бы член Общественной палаты весил 120 килограмм и  не мог надеть на себя нормальное платье? Неужто эффективность  моей будущей работы зависит от этой съемки?

- Тина, а у вас будет время ходить на заседания Общественной палаты?

-  Еще один  удивительный стереотип! Вы мне звоните по вечерам домой! И, если регулярно начнете это делать,  сильно удивитесь тому,  что я в 10-11 часов вечера часто бываю уже не  то, что дома, а в постели.  Я не хожу ни на какие мероприятия, к которым  не имею непосредственного отношения.

- Но вы еще и  телеведущая, а  ночные съемки  для нашего телевидения не редкость.

- Все проекты, в   которых я снимаюсь на сегодняшний день, это те, которые опять-таки, имеют ко мне прямое отношение. Например, я продюсирую  с Андреем  Колесниковым программу  "Нереальная политика" на канале РЕН ТВ. Но она снимается всего раз в три недели. Что мешает мне сниматься  с такой периодичностью?

- То есть вы хотите сказать, что действительно находите время для  множества дел, которыми занимаетесь - ведущая, писатель, колумнист, продюсер, блогер, актриса, лицо той или ной фирмы, светская девушка… Что еще?

-   Любой человек может все успеть. Если делает только то, что считает главным. Это наш бесконечный разговор с коллегами. И с тем же Андреем Малаховым, и с Ксюшей Собчак. Это люди, которые оставляют впечатление, что всю свою жизнь проводят в  суете сует. Но это не  так! Очень сложно добиться того уровня успеха, который у нас есть, нравится это кому-то или нет. Но еще сложнее этот уровень  поддерживать, то есть четко со временем и с возрастом, отфильтровывать нужное и ненужное.  Потому что  не ты должен быть заложником обстоятельств, а  они - твоими.

- Очень красиво звучит, но представляю, как сложно применить этот принцип  на практике?

- Объясню. Получается, что весь мой успех был предназначен только для того, чтобы я посещала все нужные и ненужные, в большинстве своем напыщенные, мероприятия, смысл которых заключается только в том, чтобы  друг другу себя показать.  И в лучшем случае обменяться сплетнями. Такое тоже существует, и было еще в салоне Анны Павловны Шерер -  ничего нового в этом нет. А  как можно показать свой успех? Внешним видом. Тем, какое количество колец на руке, какие серьги в ушах, на какой  машине  подъехал, и так далее. Людям же успех важен не просто для себя самого. Вы разве видели каких-нибудь богатых людей, которые сидят у себя в норке, закрывшись, и никому  свой доход не показывают? Я за всю историю знаю только одного - Скруджа МакДака. Все остальные, естественно, хотят успех демонстрировать.

Моя задача  - не быть рабой мероприятий, а использовать только те, которые могут быть полезны в моей карьере. Изначально в приоритете: дом-семья - работа-карьера, как любой здравомыслящий человек я выбираю дом и семью. И всю свою карьеру  строю по принципу того, чтобы это ни в коей мере не вредило моей семье. Потому что  не хочу, чтобы через десять лет мои дети сказали: "ты строила свою карьеру, какой толк нам с этого? То, что ты нам купила в 18  лет по машине, как это было принято в Грузии, и по квартире - да не хотим мы ни то, ни другое!"    Самое главное, если ты допускаешь какое-то ошибки, проводить работу над ними. Потому что  даже в книге, которую сейчас все обсуждают "Околоноля",  о которой вы наверняка будете спрашивать, есть фраза в конце - простая и очень  точная: "Все поправимо. Вопрос: хотите ли это поправить?".

- Про книгу "Околоноля" я спрашивать не собираюсь. Но мне интересно - если вы продуманно расходуете время, то  по какому принципу  выбираете друзей и людей, с которыми общаетесь?

- Если мне интересны люди по тому, что они делают, я начинаю  знакомиться с ними дальше. Если при этом мне любопытны  и их человеческие качества -  потому что не всегда режиссеры, актеры, литераторы, поэты-песенники и журналисты, также интересны как люди - продолжаю.

А вообще о друзьях… У меня есть одна подруга. Из детства. Линда Петровна Гусева. У нее маленькая фирма, которая занимается покупкой и продажей шуб. Мы знаем, друг друга 30 лет, как считаем сами, потому что остальное время  не помним Мы из одной деревни. Она называется Тетрицкара -  Белый ключ.   У меня бабушка из этой деревни, я туда летом приезжала отдыхать.  А Линда  там жила. Так мы и сошлись.

- А что касается даже не врагов, а правды в отношениях. В мире творческом, в мире шоу-бизнеса есть определенное лицемерие. Как остаться самой собой?

- Я просто не буду говорить о людях, чья деятельность мне не нравится.  Хотя я такой же субъективный зрители и читатель, как любой из нас, и могу высказать свое мнение обо всем, что видела или прочла. Просто когда читаешь распечатки разговоров иных критиков, отдаешь себе отчет в том, что их взгляд на мир перестал  быть актуальным. Вся критика строится по принципу собственных комплексов. И чтобы бы  ни говорили, мы тоже читаем и смотрим, видим и развиваемся. Мое поколение ведущих, а к нему относятся и Андрюша Малахов, и Ксюша Собчак,  критиковать за то, что мы просто есть -  неадекватно. Всегда говорю: Господи, дай мне столько разума и  сил, чтобы в 50, 60 в 70 лет, когда меня также будут спрашивать о молодых, не критиковать их только потому, что они не такие, как я. Наши дети  - другие. И критиковать их за то, что они себе позволили нечто в нашей системе координат нравственности не подпадающее  под то, что мы себе нарисовали за  весь свой жизненный опыт -  неправильно.  Я всегда признавала, что Андрей Малахов  один из лучших ведущих отечественного телевидения. Мне кажется,  это давно уже ни  у кого не вызывает вопросов. То, что Ксения Собчак - одна из самых больших надежд отечественного телевидения,  также сомнению не подлежит.

-  Со стороны кажется, что у Ксении Собчак непростой характер, да и у вас - тоже. Как вам удалось подружиться?

-  Честным людям дружить очень легко. Мы во многом  похожи. Люди пытаются упростить нашу похожесть,  доведя ее до уровня плинтуса. Но схожесть наша не в том, что мы одинаково тарахтим непонятно о чем, а в жизненных принципах.  Мы обе - женщины, обеспечивающие себя сами, зарабатывающие каждый рубль самостоятельно. Не боящиеся работы. Да, желающие быть заметными, хорошо одетыми, быть трендсеттерами. Да, мы хотим быть в авангарде сегодняшнего времени. Но мы для этого очень много делаем. Согласитесь!  У нас все равно есть некая разница в возрасте, в каких-то взглядах, но при этом самый главный вопрос для женщины: самореализуется  она через себя или через мужчину, для нас решен  однозначно и одинаково. Мы самореализуемся сами! Ни одна из них, приди завтра к ней любовь к очень богатому человеку,  не изменила бы самой себе и никогда достигнутое чужим мужчиной не захотела сделать своей собственной добычей. И это нас объединяет: желание работать - много, и свои фантазии и  мечты реализовывать в настоящем времени.

- Помню, как вы пришли на канал СТС и вели первые передачи. С тех пор выросли до того, что сами стали продюсером. В конце октября у вас выходит в эфир первая новостная программа за всю историю канала "Инфомания". Новости для молодых думающих  людей.  И у вас там будут известные люди в качестве колумнистов. Откуда такой формат?

- Программа "Инфомания" не только о новостях, но и еще и о трендах, которые актуальны для зрителя. Ведь, если, допустим в программе "Время" вы увидели сюжет о том, что карликовые антилопы дик-дик свили себе гнезда в московском зоопарке, это интересно, но вряд ли как-то повлияет на вашу жизнь. Но если вы, допустим, узнали, что богатство заменяет человеку друзей, то задумаетесь и лишний раз позвоните близким после повышения зарплаты.

Новости ведь кардинально меняются. Если раньше программа "Время" на Первом канале формировала точку зрения всей страны, то с появлением Интернета  у всех есть свои собственные СМИ. Они формируют точку зрения людей, которые являются вашей таргетной группой (от слова Target - цель - прим. С.А.). Допустим, в "Живом журнале" вас читает 2 тысячи человек, И их точку зрения вы можете сформировать  гораздо быстрее, чем программа "Время". Мы эту тенденцию, заметили и решили  попытаться ее визуализировать.

- Скажите, а вы сами ведете свой блог?

- Да.  Очень часто мне задают этот вопрос, и я все время удивляюсь…

- За многих знаменитостей блоги ведут специальные сотрудники. И читатели  не знают, с кем они говорят.

- У меня и помощники-то появились совсем  недавно. Например, тот, кто разговаривает с представителями прессы. За более чем 10 лет своей карьеры  я всегда со всеми разговаривала одна. Просто количество людей настолько увеличилось… Так получалось, что я вообще не молчала.

- Вы взяли идею новостей из интернета. Но вы же еще и сопродюсер первого российского Интернет канала PostTV. И у вас там есть программа  "Герои", куда приходят такие люди, как Валерий Газаев,  Владимир Чуров... Ваше интернет-телевидение  рейтинговое? Сколько людей его смотрит?

- Много. По 50  -  70 тысяч пользователей. Бывает и 80 тысяч в удачные дни.

-  Люди, которые к вам приходят, занимают серьезные посты.  Вы пытаетесь как-то подготовиться к интервью?

-  А вы что, готовились к интервью со мной?

- Конечно.

-  Люди во власти очень устают от  клишированных вопросов.  Они  -  живые. Так же, как и мы с вами сейчас пьют чай с медом, держат телефон в руке... У них такие же дети и  проблемы. Мы с вами просто к власти относимся, как первоклассники к своей первой учительнице, которые до третьего класса уверены в том, что она не ходит в туалет.

- Но если в интервью случится ляп, ошибка?

- Даже когда я ошибаюсь, то всегда достаточно адекватно могу выйти из ситуации. Интервьюируемые люди  очень  чуткие к интересу. Если они видят в глазах живую заинтересованность,  то  готовы  простить тебе любую оплошность. Если чувствуют, что собеседник не настроен агрессивно, как это иногда бывает. У меня была ситуация на премьере фильма "Запрещенная реальность", где я снималась,  в Питере.  Сидят два человека передо мной во втором ряду.  Я говорю со сцены слова о том, что,  может быть, это не самый лучший фильм, но это еще один шаг к новой русской фантастике, которая обязательно сложится, но не внезапно и хаотично,  а после таких фильмов, как "Обитаемый остров", "Дозоры", "Запрещенная реальность", еще десятка других.  И когда-нибудь один из этих фильмов реально будет признан во всем мире со словами: "Вот она,  новая русская фантастика, которая может конкурировать со "Звездными войнами"!"  Эти двое смеются взахлеб над моими словами. Я обращаюсь к ним: "Вот увидите, сейчас еще появится "Черная  молния"… А они в ответ "Да выйдет "Аватар" Джеймса Камерона,  и все наши фильмы побьет сразу. Я с ними попыталась подискутировать.  Но не успела прийти домой и уже читаю, как один из них  у себя в интернет-дневнике  пишет: "Да, я заткнул саму Тину Канделаки!"  То есть в этой дискуссии его намерения были  ясны с самого начала. С момента, как  сел передо мной,  он меня не слышал, не видел и разговаривал-то со мной ради того, чтобы у себя в блоге это написать. Вот это его  средство самовыражения. Или, например, подходит ко мне умный взрослый - лет за 50 -  журналист. И говорит: "Скажите,  а все-таки пьянка на "Авроре" кем-то была санкционирована?" Я задаю ему вопрос, который напрашивается в первую очередь: "Прощу прощения, а были ли вы там лично?" Он отвечает отрицательно. "Тогда почему вы говорите "пьянка" о мероприятии, на котором вас не было?"

- Где вы берете энергию, чтобы  говорить "нет",  одергивать людей, ставить их на место?

- Я не одергиваю, я просто все время пытаюсь донести до таких людей, что  Советский Союз закончился. Не надо мыслить категориями: не видел, не знаю, но осуждаю.  Это нехорошо. Потому что когда-то также отнесутся и к вам. Я взяла на себя большую общественную  миссию. Я - телеведущая,  публичная фигура. Для кого-то пример для подражания, а для кого - как не нужно делать. Поэтому я обязана отвечать на такие вопросы.  Моя профессия дает  мне не только бонусы, но еще и обязанности.

- Другой скажет: я -  популярный человек, не стану до этого опускаться.  Я -  небожитель.

 - Небожители -  в пантеоне! А мы с вами на земле и  сидим на двух соседних диванах. Граница между известными и неизвестными людьми  сейчас настолько зыбка. По одним улицам ходим, одним метро пользуемся, на одних рынках покупаем. И никакой разницы, если вы начнете глубже копать, между мной и вами не увидите.

- Слышала недавно, как вы в разговоре защищали одну из самых желтых российских газет. Поддерживаете желтую прессу?

- Я отдаю себе отчет, что это такая же составная часть игры, как и все остальное.  Поддерживаю или нет, ее значение не умаляется.  Газета, о которой я говорила -  одна из самых профессиональных, она опережает остальные по сбору, переработке и подаче информации.  Я, как журналист, это понимаю. И в формировании моего образа желтые газеты  занимают не меньшую, если не большую часть, нежели  солидные издания.  Я это знаю,  вот и все.

- Почему вы этом году не были на ТЭФИ?

- Сказать честно? В этот день на Винзаводе мне предложили удивительную экскурсию. Посмотреть на многие экспозиции Третьей Московской биеннале современного искусства   до их открытия.  Я просто обещала детям, что я с ними пойду.  И мы с утра всей семьей пошли туда.  Художники, которые все это делали, показали нам свои произведения лично.
Когда-то телеакадемия для меня была  самой большой целью. В смысле получения наград для моих родителей. Для моей мамы, для папы, пока он был живой, это было так важно. Потому что именно это  в их глазах является  квинтэссенцией успеха.  В моей профессии  наград не так много.  Дальше держаться за такие победы это, если не движение назад, то топтание на месте.  Я уже держала эту статуэтку в руках. Я уже была на этой сцене королевой. Я, конечно, продвинулась вперед в профессии, потому что уже другими делами занимаюсь,  продюсирую, например.  Но телеакадемия в своем сегодняшнем виде не совсем объективна, и  не  полноценно представлена. Я готова приложить все усилия для того, чтобы следующая ТЭФИ  стала полноценной.

- Тина,  на вас, как на грузинке, лежит сегодня  большая ответственность. Какова ваша позиция по отношению к происходящему между нашими странами? Вас критикуют с грузинской стороны?

- Меня перестали там критиковать. В самый первый момент, когда эмоции перехлестывали, многие меня ругали и говорили, что я предательница. Я открыто выступила против Саакашвили.  Если бы можно было время перемотать назад, я бы ни от одного своего слова не отказалась. Саакашвили обрек грузинский народ  на прозябание.

 Если бы у меня была возможность, я бы по одному из каналов в Грузии все время транслировала подробную информацию о географическом месторасположении России. И  специально  для президента Саакашвили  этот канал включила бы.  Одна шестая часть суши!  О такой огромной территории идет речь! В самом начале люди говорили: она  - грузинка, должна была поддержать своих, нас бомбили, на нас напали.... А потом страсти поулеглись.  Выяснилось, как все было на самом деле.  Кто начал войну, как президент Саакашвили себя в этот момент вел,  и  в какую тупиковую ситуацию он  сегодня привел свой народ. И сегодня простые грузины прекрасно понимают, что рядом находится Россия и только в сотрудничестве и в плотном партнерстве будущее Грузии.  Америка слишком далеко. Не приедут никогда американцы отдыхать в Грузию. Никогда не будут американцы   восхищаться грузинской культурой.  За счет любви России к Грузии грузинская культура всегда масштабировалась. До тех пор, пока меня показывают по телевизору, каждым своим словом и каждым своим жестом я всегда напоминаю о том, что есть Грузия.

-  Вы  сейчас там часто бываете?

 - Где-то полтора года я не ездила.

- А когда последний раз приезжали, как общались с людьми?

 - Что я могу вам сказать... Люди находятся в бедственном положении.

Но меня любят. У кого есть возможность смотреть каналы, где меня показывают, гордятся:  вот она, живая плоть от плоти, кровь от крови. Люди высказывают надежду на то, что когда-нибудь хорошие отношения  между нашими странами вернутся.

подверст

-  Вы считали, сколько обычно слов в минуту произносите?

 -  Это же образ, вы понимаете.

- Образ образом, но, извините, не каждый профессионал может  настолько быстро говорить.

-   Здорово, что эта моя способность так пригодилась в работе.

-  Вы специально тренировались?

- Да. Конечно. Программа "Самый умный"  - лучший тренер. Представляете, сколько раз за всю программу пришлось проиграть вторых туров, где очень быстро нужно задавать вопросы за одну минуту.  Но не могу вам сказать, что я в жизни так быстро разговариваю. Когда я нервничаю, переполнена эмоциями, то, конечно,  сильно "ускоряюсь".

- А вы встречали в жизни людей, которые говорят также быстро, как и вы?

- Андрей  Малахов.  Нам всегда так весело вдвоем.