Она производит специальные новости для молодых и думающих людей. У них - новый формат, и в каждом выпуске участвуют серьезные колумнисты. Она развивает первое в России интернет-телевидение и в гости к ней в студию приходят известные люди. Ее считают гламурной телеведущей и светской тусовщицей, но при этом выбирают в Общественную палату. Ее очень много, она невероятно активна. Она порой раздражает, но вызывает интерес. Полное имя этой девушки - Тинатин, как у грузинской княжны. Но его мало кто знает. Зато Тина Канделаки - это знают все.
- Тина, что для вас означает выдвижение в Общественную палату? Ходили разные слухи, почему вы туда пришли.
- Смысл вашего вопроса ясен, так что сразу начну отвечать. Прежде всего, большинство людей не понимают, что такое Общественная палата. Она не подразумевает наличие депутатской неприкосновенности, зарплаты, бонусов.
- А связи?
- Вы считаете, что Марата Гельмана и Евгения Касперского я не могла увидеть в обычной жизни? Что наличие журналистской деятельности не дает мне возможности встретить любого из членов Общественной палаты?
- А статус?
- Статус? Это наше исконно российское чувство, в котором замешаны подобострастие, зависть, желание выдвинуться самому и нежелание дать другим возможность реализоваться в любых социальных сферах. Причем в таких, где продвинуться может любой. В Общественной палате реально может оказаться каждый человек, имеющий активную общественную позицию. Разве те, кто были в Общественной палате до меня, сделали какие-то сногсшибательные карьеры в политике? Или их собственная карьера как-то изменилась оттого, что они пришли в Общественную палату? Ничего подобного с этими людьми не произошло. Просто вотум доверия к ним снизился в силу того, что Общественная палата ничего громкого не сделала. Такого, чтобы потом сказали: как хорошо, что этих 124 человека призвали в Общественную палату, и как здорово, что они так плодотворно поработали.
Когда меня назначили в Общественную палату, я долго удивлялась реакции: если у тех людей ничего не было, почему все думают, что со мной что-то произойдет? Если Тина Канделаки пришла в Общественную палату, то это совсем не просто так, и уж тем более ясно, что это просто так не закончится.
- Меня поразило, что в тот день, когда пришло известие о том, что вы вошли в Общественную палату, весь Интернет был заполнены фотографиями, где вы снялись для мужского журнала "Максим".
- Да, это так смешно!
- Хочу расширить вопрос. Приходит, допустим, Алина Кабаева или Светлана Хоркина в Думу - молодые красивые женщины, Но воспринимается это с большой долей иронии. Почему?
- Есть дихотомия между журналистикой вчерашней и сегодняшней. Журналистика вчерашняя уже не понимает, сегодняшняя - еще недопонимает. Президент Франции женился на Карле Бруни. А Карла Бруни снималась с ног до головы абсолютно голой. И это не помешало ей стать женщиной, представляющее Францию. Сильвио Берлускони занимался сексом с женщиной легкого поведения. Ангела Меркель не очень удачно в прошлом году нагнулась. Я миллион примеров могу привести.
Я - молодая женщина. Я снималась во многих фотосессиях в 20-25 и даже в 30 лет. Мне не стыдно ни за одну из фотографий. Я никогда не скрывала того, что много времени потратила на то, чтобы держать себя в определенной форме, потому что природа не дала мне хорошей фигуры. Я брюнетка, склонная к полноте. И всю сознательную жизнь борюсь с проблемой веса. Я знаю огромное количество женщин, таких же, как и я. К сожалению, мир очень агрессивен. Мы живем в России, где мужчин мало, женщин много. И мне хотелось женщинам, которые испытывают те же проблемы, показать и доказать, что можно добиться результата, если заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Поэтому я так и снималась. Было бы приятнее, если бы член Общественной палаты весил 120 килограмм и не мог надеть на себя нормальное платье? Неужто эффективность моей будущей работы зависит от этой съемки?
- Тина, а у вас будет время ходить на заседания Общественной палаты?
- Еще один удивительный стереотип! Вы мне звоните по вечерам домой! И, если регулярно начнете это делать, сильно удивитесь тому, что я в 10-11 часов вечера часто бываю уже не то, что дома, а в постели. Я не хожу ни на какие мероприятия, к которым не имею непосредственного отношения.
- Но вы еще и телеведущая, а ночные съемки для нашего телевидения не редкость.
- Все проекты, в которых я снимаюсь на сегодняшний день, это те, которые опять-таки, имеют ко мне прямое отношение. Например, я продюсирую с Андреем Колесниковым программу "Нереальная политика" на канале РЕН ТВ. Но она снимается всего раз в три недели. Что мешает мне сниматься с такой периодичностью?
- То есть вы хотите сказать, что действительно находите время для множества дел, которыми занимаетесь - ведущая, писатель, колумнист, продюсер, блогер, актриса, лицо той или ной фирмы, светская девушка… Что еще?
- Любой человек может все успеть. Если делает только то, что считает главным. Это наш бесконечный разговор с коллегами. И с тем же Андреем Малаховым, и с Ксюшей Собчак. Это люди, которые оставляют впечатление, что всю свою жизнь проводят в суете сует. Но это не так! Очень сложно добиться того уровня успеха, который у нас есть, нравится это кому-то или нет. Но еще сложнее этот уровень поддерживать, то есть четко со временем и с возрастом, отфильтровывать нужное и ненужное. Потому что не ты должен быть заложником обстоятельств, а они - твоими.
- Очень красиво звучит, но представляю, как сложно применить этот принцип на практике?
- Объясню. Получается, что весь мой успех был предназначен только для того, чтобы я посещала все нужные и ненужные, в большинстве своем напыщенные, мероприятия, смысл которых заключается только в том, чтобы друг другу себя показать. И в лучшем случае обменяться сплетнями. Такое тоже существует, и было еще в салоне Анны Павловны Шерер - ничего нового в этом нет. А как можно показать свой успех? Внешним видом. Тем, какое количество колец на руке, какие серьги в ушах, на какой машине подъехал, и так далее. Людям же успех важен не просто для себя самого. Вы разве видели каких-нибудь богатых людей, которые сидят у себя в норке, закрывшись, и никому свой доход не показывают? Я за всю историю знаю только одного - Скруджа МакДака. Все остальные, естественно, хотят успех демонстрировать.
Моя задача - не быть рабой мероприятий, а использовать только те, которые могут быть полезны в моей карьере. Изначально в приоритете: дом-семья - работа-карьера, как любой здравомыслящий человек я выбираю дом и семью. И всю свою карьеру строю по принципу того, чтобы это ни в коей мере не вредило моей семье. Потому что не хочу, чтобы через десять лет мои дети сказали: "ты строила свою карьеру, какой толк нам с этого? То, что ты нам купила в 18 лет по машине, как это было принято в Грузии, и по квартире - да не хотим мы ни то, ни другое!" Самое главное, если ты допускаешь какое-то ошибки, проводить работу над ними. Потому что даже в книге, которую сейчас все обсуждают "Околоноля", о которой вы наверняка будете спрашивать, есть фраза в конце - простая и очень точная: "Все поправимо. Вопрос: хотите ли это поправить?".
- Про книгу "Околоноля" я спрашивать не собираюсь. Но мне интересно - если вы продуманно расходуете время, то по какому принципу выбираете друзей и людей, с которыми общаетесь?
- Если мне интересны люди по тому, что они делают, я начинаю знакомиться с ними дальше. Если при этом мне любопытны и их человеческие качества - потому что не всегда режиссеры, актеры, литераторы, поэты-песенники и журналисты, также интересны как люди - продолжаю.
А вообще о друзьях… У меня есть одна подруга. Из детства. Линда Петровна Гусева. У нее маленькая фирма, которая занимается покупкой и продажей шуб. Мы знаем, друг друга 30 лет, как считаем сами, потому что остальное время не помним Мы из одной деревни. Она называется Тетрицкара - Белый ключ. У меня бабушка из этой деревни, я туда летом приезжала отдыхать. А Линда там жила. Так мы и сошлись.
- А что касается даже не врагов, а правды в отношениях. В мире творческом, в мире шоу-бизнеса есть определенное лицемерие. Как остаться самой собой?
- Я просто не буду говорить о людях, чья деятельность мне не нравится. Хотя я такой же субъективный зрители и читатель, как любой из нас, и могу высказать свое мнение обо всем, что видела или прочла. Просто когда читаешь распечатки разговоров иных критиков, отдаешь себе отчет в том, что их взгляд на мир перестал быть актуальным. Вся критика строится по принципу собственных комплексов. И чтобы бы ни говорили, мы тоже читаем и смотрим, видим и развиваемся. Мое поколение ведущих, а к нему относятся и Андрюша Малахов, и Ксюша Собчак, критиковать за то, что мы просто есть - неадекватно. Всегда говорю: Господи, дай мне столько разума и сил, чтобы в 50, 60 в 70 лет, когда меня также будут спрашивать о молодых, не критиковать их только потому, что они не такие, как я. Наши дети - другие. И критиковать их за то, что они себе позволили нечто в нашей системе координат нравственности не подпадающее под то, что мы себе нарисовали за весь свой жизненный опыт - неправильно. Я всегда признавала, что Андрей Малахов один из лучших ведущих отечественного телевидения. Мне кажется, это давно уже ни у кого не вызывает вопросов. То, что Ксения Собчак - одна из самых больших надежд отечественного телевидения, также сомнению не подлежит.
- Со стороны кажется, что у Ксении Собчак непростой характер, да и у вас - тоже. Как вам удалось подружиться?
- Честным людям дружить очень легко. Мы во многом похожи. Люди пытаются упростить нашу похожесть, доведя ее до уровня плинтуса. Но схожесть наша не в том, что мы одинаково тарахтим непонятно о чем, а в жизненных принципах. Мы обе - женщины, обеспечивающие себя сами, зарабатывающие каждый рубль самостоятельно. Не боящиеся работы. Да, желающие быть заметными, хорошо одетыми, быть трендсеттерами. Да, мы хотим быть в авангарде сегодняшнего времени. Но мы для этого очень много делаем. Согласитесь! У нас все равно есть некая разница в возрасте, в каких-то взглядах, но при этом самый главный вопрос для женщины: самореализуется она через себя или через мужчину, для нас решен однозначно и одинаково. Мы самореализуемся сами! Ни одна из них, приди завтра к ней любовь к очень богатому человеку, не изменила бы самой себе и никогда достигнутое чужим мужчиной не захотела сделать своей собственной добычей. И это нас объединяет: желание работать - много, и свои фантазии и мечты реализовывать в настоящем времени.
- Помню, как вы пришли на канал СТС и вели первые передачи. С тех пор выросли до того, что сами стали продюсером. В конце октября у вас выходит в эфир первая новостная программа за всю историю канала "Инфомания". Новости для молодых думающих людей. И у вас там будут известные люди в качестве колумнистов. Откуда такой формат?
- Программа "Инфомания" не только о новостях, но и еще и о трендах, которые актуальны для зрителя. Ведь, если, допустим в программе "Время" вы увидели сюжет о том, что карликовые антилопы дик-дик свили себе гнезда в московском зоопарке, это интересно, но вряд ли как-то повлияет на вашу жизнь. Но если вы, допустим, узнали, что богатство заменяет человеку друзей, то задумаетесь и лишний раз позвоните близким после повышения зарплаты.
Новости ведь кардинально меняются. Если раньше программа "Время" на Первом канале формировала точку зрения всей страны, то с появлением Интернета у всех есть свои собственные СМИ. Они формируют точку зрения людей, которые являются вашей таргетной группой (от слова Target - цель - прим. С.А.). Допустим, в "Живом журнале" вас читает 2 тысячи человек, И их точку зрения вы можете сформировать гораздо быстрее, чем программа "Время". Мы эту тенденцию, заметили и решили попытаться ее визуализировать.
- Скажите, а вы сами ведете свой блог?
- Да. Очень часто мне задают этот вопрос, и я все время удивляюсь…
- За многих знаменитостей блоги ведут специальные сотрудники. И читатели не знают, с кем они говорят.
- У меня и помощники-то появились совсем недавно. Например, тот, кто разговаривает с представителями прессы. За более чем 10 лет своей карьеры я всегда со всеми разговаривала одна. Просто количество людей настолько увеличилось… Так получалось, что я вообще не молчала.
- Вы взяли идею новостей из интернета. Но вы же еще и сопродюсер первого российского Интернет канала PostTV. И у вас там есть программа "Герои", куда приходят такие люди, как Валерий Газаев, Владимир Чуров... Ваше интернет-телевидение рейтинговое? Сколько людей его смотрит?
- Много. По 50 - 70 тысяч пользователей. Бывает и 80 тысяч в удачные дни.
- Люди, которые к вам приходят, занимают серьезные посты. Вы пытаетесь как-то подготовиться к интервью?
- А вы что, готовились к интервью со мной?
- Конечно.
- Люди во власти очень устают от клишированных вопросов. Они - живые. Так же, как и мы с вами сейчас пьют чай с медом, держат телефон в руке... У них такие же дети и проблемы. Мы с вами просто к власти относимся, как первоклассники к своей первой учительнице, которые до третьего класса уверены в том, что она не ходит в туалет.
- Но если в интервью случится ляп, ошибка?
- Даже когда я ошибаюсь, то всегда достаточно адекватно могу выйти из ситуации. Интервьюируемые люди очень чуткие к интересу. Если они видят в глазах живую заинтересованность, то готовы простить тебе любую оплошность. Если чувствуют, что собеседник не настроен агрессивно, как это иногда бывает. У меня была ситуация на премьере фильма "Запрещенная реальность", где я снималась, в Питере. Сидят два человека передо мной во втором ряду. Я говорю со сцены слова о том, что, может быть, это не самый лучший фильм, но это еще один шаг к новой русской фантастике, которая обязательно сложится, но не внезапно и хаотично, а после таких фильмов, как "Обитаемый остров", "Дозоры", "Запрещенная реальность", еще десятка других. И когда-нибудь один из этих фильмов реально будет признан во всем мире со словами: "Вот она, новая русская фантастика, которая может конкурировать со "Звездными войнами"!" Эти двое смеются взахлеб над моими словами. Я обращаюсь к ним: "Вот увидите, сейчас еще появится "Черная молния"… А они в ответ "Да выйдет "Аватар" Джеймса Камерона, и все наши фильмы побьет сразу. Я с ними попыталась подискутировать. Но не успела прийти домой и уже читаю, как один из них у себя в интернет-дневнике пишет: "Да, я заткнул саму Тину Канделаки!" То есть в этой дискуссии его намерения были ясны с самого начала. С момента, как сел передо мной, он меня не слышал, не видел и разговаривал-то со мной ради того, чтобы у себя в блоге это написать. Вот это его средство самовыражения. Или, например, подходит ко мне умный взрослый - лет за 50 - журналист. И говорит: "Скажите, а все-таки пьянка на "Авроре" кем-то была санкционирована?" Я задаю ему вопрос, который напрашивается в первую очередь: "Прощу прощения, а были ли вы там лично?" Он отвечает отрицательно. "Тогда почему вы говорите "пьянка" о мероприятии, на котором вас не было?"
- Где вы берете энергию, чтобы говорить "нет", одергивать людей, ставить их на место?
- Я не одергиваю, я просто все время пытаюсь донести до таких людей, что Советский Союз закончился. Не надо мыслить категориями: не видел, не знаю, но осуждаю. Это нехорошо. Потому что когда-то также отнесутся и к вам. Я взяла на себя большую общественную миссию. Я - телеведущая, публичная фигура. Для кого-то пример для подражания, а для кого - как не нужно делать. Поэтому я обязана отвечать на такие вопросы. Моя профессия дает мне не только бонусы, но еще и обязанности.
- Другой скажет: я - популярный человек, не стану до этого опускаться. Я - небожитель.
- Небожители - в пантеоне! А мы с вами на земле и сидим на двух соседних диванах. Граница между известными и неизвестными людьми сейчас настолько зыбка. По одним улицам ходим, одним метро пользуемся, на одних рынках покупаем. И никакой разницы, если вы начнете глубже копать, между мной и вами не увидите.
- Слышала недавно, как вы в разговоре защищали одну из самых желтых российских газет. Поддерживаете желтую прессу?
- Я отдаю себе отчет, что это такая же составная часть игры, как и все остальное. Поддерживаю или нет, ее значение не умаляется. Газета, о которой я говорила - одна из самых профессиональных, она опережает остальные по сбору, переработке и подаче информации. Я, как журналист, это понимаю. И в формировании моего образа желтые газеты занимают не меньшую, если не большую часть, нежели солидные издания. Я это знаю, вот и все.
- Почему вы этом году не были на ТЭФИ?
- Сказать честно? В этот день на Винзаводе мне предложили удивительную экскурсию. Посмотреть на многие экспозиции Третьей Московской биеннале современного искусства до их открытия. Я просто обещала детям, что я с ними пойду. И мы с утра всей семьей пошли туда. Художники, которые все это делали, показали нам свои произведения лично.
Когда-то телеакадемия для меня была самой большой целью. В смысле получения наград для моих родителей. Для моей мамы, для папы, пока он был живой, это было так важно. Потому что именно это в их глазах является квинтэссенцией успеха. В моей профессии наград не так много. Дальше держаться за такие победы это, если не движение назад, то топтание на месте. Я уже держала эту статуэтку в руках. Я уже была на этой сцене королевой. Я, конечно, продвинулась вперед в профессии, потому что уже другими делами занимаюсь, продюсирую, например. Но телеакадемия в своем сегодняшнем виде не совсем объективна, и не полноценно представлена. Я готова приложить все усилия для того, чтобы следующая ТЭФИ стала полноценной.
- Тина, на вас, как на грузинке, лежит сегодня большая ответственность. Какова ваша позиция по отношению к происходящему между нашими странами? Вас критикуют с грузинской стороны?
- Меня перестали там критиковать. В самый первый момент, когда эмоции перехлестывали, многие меня ругали и говорили, что я предательница. Я открыто выступила против Саакашвили. Если бы можно было время перемотать назад, я бы ни от одного своего слова не отказалась. Саакашвили обрек грузинский народ на прозябание.
Если бы у меня была возможность, я бы по одному из каналов в Грузии все время транслировала подробную информацию о географическом месторасположении России. И специально для президента Саакашвили этот канал включила бы. Одна шестая часть суши! О такой огромной территории идет речь! В самом начале люди говорили: она - грузинка, должна была поддержать своих, нас бомбили, на нас напали.... А потом страсти поулеглись. Выяснилось, как все было на самом деле. Кто начал войну, как президент Саакашвили себя в этот момент вел, и в какую тупиковую ситуацию он сегодня привел свой народ. И сегодня простые грузины прекрасно понимают, что рядом находится Россия и только в сотрудничестве и в плотном партнерстве будущее Грузии. Америка слишком далеко. Не приедут никогда американцы отдыхать в Грузию. Никогда не будут американцы восхищаться грузинской культурой. За счет любви России к Грузии грузинская культура всегда масштабировалась. До тех пор, пока меня показывают по телевизору, каждым своим словом и каждым своим жестом я всегда напоминаю о том, что есть Грузия.
- Вы сейчас там часто бываете?
- Где-то полтора года я не ездила.
- А когда последний раз приезжали, как общались с людьми?
- Что я могу вам сказать... Люди находятся в бедственном положении.
Но меня любят. У кого есть возможность смотреть каналы, где меня показывают, гордятся: вот она, живая плоть от плоти, кровь от крови. Люди высказывают надежду на то, что когда-нибудь хорошие отношения между нашими странами вернутся.
- Вы считали, сколько обычно слов в минуту произносите?
- Это же образ, вы понимаете.
- Образ образом, но, извините, не каждый профессионал может настолько быстро говорить.
- Здорово, что эта моя способность так пригодилась в работе.
- Вы специально тренировались?
- Да. Конечно. Программа "Самый умный" - лучший тренер. Представляете, сколько раз за всю программу пришлось проиграть вторых туров, где очень быстро нужно задавать вопросы за одну минуту. Но не могу вам сказать, что я в жизни так быстро разговариваю. Когда я нервничаю, переполнена эмоциями, то, конечно, сильно "ускоряюсь".
- А вы встречали в жизни людей, которые говорят также быстро, как и вы?
- Андрей Малахов. Нам всегда так весело вдвоем.