Посольство Германии в Литве вручило бывшей партизанке Фане Бранцовской крест "За заслуги". Поставив тем самым литовские власти в весьма неудобное положение.
Дело в том, что в Литве партизанский отряд, членом которого была Бранцовская, обвиняется в преступлениях против человечности. Саму женщину местная прокуратура буквально недавно вызывала на допросы, о ней в литовской прессе написано уже немало "обличающих" и даже злых статей. А ряд политиков считают ее чуть ли не личным врагом, но при этом умудряются делать успешную карьеру на критике 87-летней работницы библиотеки вильнюсского института.
Неудивительно, что награду от немецкого посольства Бранцовская восприняла с воодушевлением. "Мне очень приятно, что дело моей молодости было так высоко оценено", - сказала она корреспонденту "РГ". И добавила: "Мне грустно, что власти страны хотят очернить мое имя".
Литовская прокуратура обвиняет Бранцовскую в том, что в 1944 году советский партизанский отряд, в котором она состояла, напал на деревню Канюкай. В бою были убиты 46 польских жителей деревни. По словам главного прокурора отдела спецрасследований Римвидаса Валентукявичюса, мирные жители убиты за то, что отказались отдать пищу партизанам.
"Я вступила в партизанский отряд в 20-летнем возрасте не для того, чтобы убивать, а чтобы избежать гибели. В уничтожении деревни Канюкай я не участвовала" - так корреспонденту "РГ" женщина прокомментировала эти обвинения.
С показаниями Бранцовской частично соглашается и прокуратура Литвы. Следователи отмечают, что партизанка и в самом деле в убийствах и сожжении деревни участия не принимала. Однако, по их словам, ответственность должна возлагаться на всех членов отряда.
"В условиях, когда тебя все время обвиняют, жить очень трудно. Я подумывала о том, чтобы переехать в Израиль, где совсем по-другому оценивают мое партизанское прошлое. Но все-таки решила остаться", - сказала Бранцовская.
Она рассказала, что израильский Центр имени Симона Визенталя вступился за нее практически сразу и направил письмо в литовский МИД. В нем он обвинил правоохранительные органы Литвы в дискредитации участников еврейского движения Сопротивления. А исполнительный директор Еврейской общины Литвы Симон Гурявичус заявил, что когда еврейских партизан-антифашистов обвиняют в убийстве мирных граждан, то этим пытаются оправдать действия местного населения против евреев.
В том, что еврейские организации так активно стали защищать Бранцовскую, нет ничего удивительного. Дело в том, что в Литве было уничтожено 93 процента еврейского населения. Это был один из самых чудовищных итогов геноцида, сотворенного нацистами в оккупированных странах, наряду с фактом проявления жестокости литовских коллаборационистов по отношению к евреям.