Вчера президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию фактически объявил начало нового курса, направленного на преодоление всеобщей отсталости России через такую же всеобщую модернизацию. Эта модернизация берет начало на школьной скамье и заканчивается в глубинах экономической и политической моделей.
Модернизация - вещь не всегда материальная. Четкие критерии степени ее осуществления не так легко определить. Уровень жизни, конечно, отчасти является таким критерием. Но, как показали последние годы, повышение благосостояния жителей страны может случиться и без модернизации или реформирования отдельных отраслей, а исключительно за счет роста цен на энергоносители. И в нынешнем Послании Дмитрий Медведев представил собственное видение того, "как нам обустроить Россию", уйдя от нефтяной зависимости и "поработав" над собственным менталитетом.
Разговор на эту тему президент начал еще в своей статье "Россия, вперед!", которая носила общий характер и требовала детализации достижения изложенных целей после изучения откликов на статью, впрочем, иногда принимающих форму "коллективного бессознательного". И вчера президент попытался конкретизировать, какие шаги к "светлому будущему", описанному в его статье, необходимо предпринять.
Таких шагов оказалось немало - президент говорил час сорок, что для Послания необычно долго. И, судя по тексту послания, Дмитрий Медведев не увязывает напрямую успехи модернизации с либерализацией политического пространства, как ему советовали многие откликнувшиеся на текст статьи "Россия, вперед!". По крайней мере, тот набор политических шагов, который предложил президент вчера, свидетельствует, что Медведев, как и заявлял ранее, предпочитает медленное, эволюционное развитие политической системы. На сей раз оно коснется регионов, во многом, но все-таки не во всем, совпадет с прошлогодними предложениями Медведева по реформированию партийной системы на федеральном уровне. "Кальку" с предыдущего Послания делать не стали, чтобы, как выразился источник "РГ", у регионов осталось пространство для маневра. Например, не планируется вводить повсеместно семипроцентный барьер для прохождения партий в заксобрания, хотя он и существует в большинстве регионов. Но есть и такие, которые сохранили проходной балл в 5 проц., есть и один регион с четырехпроцентным барьером. И здесь федеральный центр не требует унификации.
Во-первых, президент считает необходимым ввести единые критерии установления численности депутатов в законодательных собраниях различных регионов, приведя в пример Москву, где заседает всего 35 человек, и Тыву, заксобрание которой насчитывает 162 депутата. По словам источников, число депутатов будет определяться в зависимости от численности населения региона, а разброс может составить 45-100 человек.
Во-вторых, в заксобраниях партия, набравшая 5 проц. на выборах, сможет сформировать свою фракцию.
Пусть даже это будет всего один человек. Ведь имидж партии даже на федеральном уровне, как показывает практика, делают всего несколько человек. Так что даже один - в данном случае - в поле воин. При подготовке Послания звучали и более радикальные предложения, например в 3 проц. Но все-таки остановились на 5 проц.
В-третьих, Медведев считает необязательным сбор подписей для партий, победивших в региональных выборах для участия в следующей кампании. А в перспективе - и вовсе отказаться от этой меры для всех существующих партий. Эксперты считают такой шаг вполне оправданным. Ведь фактически сбор подписей является дублированием доказательства существования партии, которая уже и так - по достаточно жестким правилам - зарегистрирована минюстом, а значит, имеет право на все действия, связанные с партийной деятельностью, в том числе и в участии в выборах. Но сразу такую меру, как сбор подписей, отменять не стали, видимо, из-за того, что решили все делать поэтапно, снизив порог необходимого числа подписей еще в прошлом году.
В-четвертых, планируется одно заседание в году в заксобраниях посвящать заслушиванию непарламентских партий.
В-пятых, как и на федеральном уровне, закрепить отчет местных правительств перед заксобраниями. А заодно и, по примеру прошлогоднего предложения Медведева, добиться в регионах равного доступа к СМИ, в том числе, видимо, и за счет возможных договоренностей с частными компаниями. "Повезло" и Госдуме с Конституционным судом, трансляции заседаний которых Медведев также предложил вести в прямом эфире. Говорят, что это для начала будет осуществлено в Интернете.
Еще несколько мер пока не существуют в готовом виде, и президент предложил над ними подумать. Речь идет о наведении порядка с досрочным голосованием и открепительными талонами. Есть разные предложения на этот счет. Например, определить предельное число открепительных талонов, исследовав статистику, сколько людей в среднем голосуют "вне дома", чтобы не получалось так, что в день выборов все или почти все прикрепленные к определенному участку для голосования странным образом отправились на отдых.
Говорил президент и о техническом оснащении равного доступа партий к выборам. Речь в первую очередь идет о КОИБах. Удовольствие это не из дешевых, но оно, как считают эксперты, того стоит. Чтобы оборудовать ими страну, потребуется 20 млрд руб., а годовое обслуживание составит 5 млрд.
Впрочем, политическую часть Послания президент озвучил в конце. Видимо, чтобы дать понять, что не политика является определяющей в модернизации России. Скорее, критическое переосмысление процессов, происходящих в России, стало главным посылом Послания. И президент предлагает сделать шаг к умной экономике с обществом умных, свободных и интеллигентных людей в государстве с умной и прагматичной внешней политикой.
Долго думать над модернизационными началами Дмитрию Медведеву не пришлось. Ранее он уже определил пять главных направлений этого процесса, поставив во главу угла энергоэффективность, ядерные и космические технологии, медицину и телекоммуникации, включая стратегические компьютерные технологии. Более того, задолго до Послания в рамках комиссии по модернизации и технологическому развитию все эти направления были подробно изучены и определены пути их подъема.
Впрочем, в понимании главы государства модернизация не может охватывать отдельные пять отраслей - она требуется всей экономике и именно под нее должны быть в ближайшие годы подстроены многие другие сферы, как, например, законодательная и налоговая.
Времени на раздумья у правительства, которому в этом Послании было роздано немало поручений, нет. Неотложность постановки всей экономики на инновационный путь развития такова, что в кратчайшие сроки от кабинета министров требуется проработать соответствующие изменения в законодательство. Только два месяца отведено на подготовку нового порядка согласования документов для начала инновационной деятельности, который должен сократить эти процессы с 1,5-2 лет до 3-4 месяцев.
Уже в первом квартале следующего года президент ждет от кабинета министров законопроект, предусматривающий создание благоприятных условий для инновационной деятельности, включая оформление пятилетнего переходного периода увеличения обязательных страховых взносов на социальное страхование и четкое определение критериев тех предприятий, кому соответствующие преференции будут предоставлены. Подробнее сказать бизнесу было нечего, потому что, как признался помощник президента Аркадий Дворкович, к Посланию полностью проработать вопрос не успели.
Вообще представители предпринимательского сообщества могли быть слегка разочарованы президентским выступлением. Не секрет, что долгие годы бизнес ждет качественного снижения налоговой нагрузки и соответствующих изменений в налоговое законодательство. Государство же в условиях финансового кризиса, отметил помощник президента, оказалось не в состоянии пойти на какие-то налоговые решения, к которым было готово до него. И пусть Дмитрий Медведев публично заявил, что дверь для других изменений в налоговой сфере не закрыта, Аркадий Дворкович считает, что раньше 2012 года - когда ожидается, что экономика окончательно оправится от кризиса, - думать об этом не стоит.
Зато приятным сюрпризом Послание стало для некоммерческих организаций, которым глава государства объявил четкую налоговую революцию. Вот этот вопрос к Посланию проработать успели до конца. Законопроект может быть внесен в Думу уже в этом году и даже до конца года принят. Будут приняты поправки к законодательству, которые затронут некоммерческие организации, занимающиеся благотворительностью. В частности, от НДС освободят услуги НКО, связанные с уходом за больными, инвалидами, детьми-сиротами.
Одним из главных системных шагов Дмитрий Медведев объявил модернизацию государственного сектора экономики, который и раньше составлял около 40 процентов, а на волне кризиса только увеличился. Правда, пока что нет четкого понимания этой оптимальной доли госсектора. Мера, как рассказали "РГ" в администрации президента, вообще появилась в Послании по настоятельной просьбе кабинета министров. Выступал за это и первый вице-премьер Игорь Шувалов, и вице-премьер Сергей Собянин. А поскольку инициатива зачастую бывает наказуема, то правительству и поручено до 2012 года завершить разработку соответствующей программы.
Первые шаги по оптимизации участия государства в экономике, вместе с тем, будут предприняты уже в следующем году. Коснется это государственных корпораций, части которых предстоит переформатирование в открытые акционерные общества с преобладающей долей государственной собственности. Этот процесс, по мнению помощника президента Аркадия Дворковича, может начаться уже в 2010 году с Внешэкономбанка, "Ростехнологий" и "Роснано". Госкорпораций "Росатом" и Агентства по страхованию вкладов это пока не коснется, как и "Олимпстроя" с Фондом содействия реформированию ЖКХ, чьи сроки существования строго ограничены соответствующими федеральными законами.
Сжатые сроки - всего полгода - правительству отведены и на работу над программой развития моногородов. Альтернатив для тех городов, где ситуация близка к критической, не так и много - либо открытие новых производств и создание рабочих мест (причем государство готово подумать о софинансировании рисков с потенциальными инвесторами), либо спасение предприятий через их перепрофилирование, либо закрытие производств с переселением людей в другие регионы.
При комиссии первого вице-премьера Игоря Шувалова по устойчивому развитию экономики будет создана специальная рабочая группа, которая поедет по критическим городам. Для каждого предстоит расписать собственный план и каждому приставят ответственного человека, который будет отвечать за его реализацию.
Говорил президент и о других проблемах, не забывая о социальных обязательствах государства, и методах их решения. Платное и бесплатное образование будет уравнено в правах, а победившие в конкурсах учебные заведения станут более самостоятельными.
Конечно, не мог Медведев обойти и тему коррупции. "Одними "посадками" проблему не решить, но сажать надо, - считает он. - Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества". На это направлены законы, которые вступят в действие в следующем году. Планируется также создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции.
Вспомнил глава государства о наших правоохранительных органах, которые критикуют только сами их сотрудники, да и то в последнее время и их ряды в этом смысле далеки от стройности. Призвав очищать ряды милиции и спецслужб от недостойных и заниматься внутренними расследованиями, Медведев вместе с тем напомнил, что не все там недостойные. "Большинство сотрудников правоохранительных органов - это честные люди, - заявил он. - Они трудятся на передовой линии борьбы с преступностью, защищают основы конституционного строя, и мы обязаны повысить уровень их материального обеспечения. Общество должно с уважением относиться к их работе". Но и проверять их не мешало бы. Все сотрудники милиции и спецслужб будут предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей.
Отдельного внимания удостоилась и тема Кавказа. "Очевидно, что истоки многих проблем прежде всего в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив. Скажем откровенно, уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен", - заметил он.
Денег выделяется много, но расходуются они неэффективно. "Более того, часть средств почти открыто разворовывается чиновниками. И это в то время, когда безработица и, как следствие, массовая бедность достигли на Кавказе чрезвычайных масштабов... Вывод очевиден: для успешного решения проблем региона необходимы дополнительные меры", - сообщил Медведев. В частности, инвестиции и предпринимательство.
Правительство до 1 января 2010 года должно будет ввести критерии эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по проблемам Северного Кавказа. "И должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе... Такой человек появится", - не стал пока раскрывать карты глава государства. По данным "РГ", статус предстоящего назначенца пока не ясен, поскольку по-хорошему, этот человек должен иметь двойное подчинение: и правительству, и Кремлю.
Медведев говорил еще о многом. И о цифровых технологиях, и о задачах для армии, и о полетах на другую планету, и о необходимости сократить не только число госкорпораций, но и часовых поясов в России - для удобства сосуществования различных регионов и столицы. Пожалуй, единственное, о чем не стал упоминать президент из тех тем, которые сейчас обсуждаются, - о том, как он относится к смертной казни.