Президент объяснил, что такое модернизация страны

Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития:

Мое впечатление от послания очень позитивное. Это глубокое, продуманное выступление, направленное на то, чтобы сказать: что же такое модернизация. Поскольку все мы задаемся этим вопросом - и каждый имеет в виду что-то свое.

Чаще всего, когда произносилось слово "модернизация" начинали говорить о каких-то технологических вещах. На сей раз президент сказал, что модернизация - это то, что в наших умах. Это новый человек, умная экономика, умные решения, умное позиционирование внутри страны и за рубежом. То есть модернизация - не просто лампочки сменить. Это большая и важная посылка.

И она невозможна без дальнейшего развития демократии, конкурентной политической модели, без свободных выборов. Были даны соответствующее поручение и намечены пять прорывных направлений: от фармацевтики до космоса. Насколько я знаю, президент посетил головные учреждения этих отраслей, лично убедился: действительно это перспективно и конкурентоспособно. И теперь он дал по этим направлениям контрольные задания. Что же, план у нас есть.

Также поставлена задача настроить налоговую систему под задачи модернизации. Но это не значит, что ее нужно перекраивать заново. Однако обозначенные пять ключевых отраслей нуждаются в особом подходе. Если к ним подходить, как ко всем, то стимула для инвестирования в эти отрасли у бизнеса не будет. Например, уже со следующего года единый социальный налог будет заменен на страховые взносы. Нагрузка на бизнес увечится, как минимум на 8 процентов. Но хочу напомнит, в названных модернизационных отраслях доля труда самая высокая. Интеллектуальный труд составляет здесь 80 процентов стоимости. И если платежи с фонда оплаты труда резко возрастут, то предприниматели своих инженеров, программистов, разработчиков будут вывозить в другие страны. Думаю, президент имел виду именно ЕСН, когда намекнул, что дискуссия пока не закончена. Новые нормы, на мой взгляд, надо применять адресно. Иначе ничего не получится, все будут по-прежнему вкладывать деньги в нефть, газ, уголь , металлы.

И фраза, что российский бизнес по-прежнему предпочитает торговать тем, что создано в других странах, тоже справедлива. Мы стали сервисной экономикой. Доля промышленного производства в ВВП упала процентов до 13. Торговля, услуги и прочее выходит сейчас на одно из первых мест в производстве ВВП. И посмотрите на наш продовольственный набор, оборудование и прочее. Что это отечественное? В очень незначительной степени. Для того, чтобы изменить ситуацию, надо заниматься реструктуризацией производств.

Что касается конкуренции на внешних рынках, то это очень комплексный вопрос. Он касается инвестиционного климата, поощрения отечественного предпринимателя, его защиты от иностранной конкуренции. Здесь много всяких обстоятельств. И это, конечно, тема отдельного разговора.

Хотелось бы его продолжить и по другим позициям. Это касается нашей политической, избирательной систем, борьбы с коррупцией. Назвав последнюю крупнейшим злом, дальше мы останавливаемся. Весь мир борется с коррупцией благодаря наличию четырех условий. Первое - реальная конкурентная политическая система. Сейчас у нас правящая партия, и это ни для кого не секрет, является большой довлеющей силой. Это пока несправедливая конкуренция. Второе условие - полная свобода СМИ. Только они могут вскрывать факты и добиваться результатов после того, как партии им предоставили соответствующую информацию. Это тоже нуждается в значительной коррекции. Третье условие - развитое гражданское общество, которое является мощным арбитром в борьбе с коррупционерами. И, наконец, четвертое условие - так называемая нулевая толерантность, о воспитании которой президент тоже сказал. Все эти четыре направления нам надо так же усиленно развивать, как и пять модернизационных отраслей. И иметь четкий детальный план действий.