Регионы могут не только повышать, но и снижать транспортный налог

Увеличение базовых ставок транспортного налога вызвало бурную реакцию среди владельцев авто. Они даже собирались в знак протеста провести акцию - в назначенный час дружно "прогудеть" о своем несогласии с этим решением. Однако некоторые регионы уже заявили, что не намерены резко поднимать налог.

"Повышение базовой ставки в два раза не приведет к автоматическому увеличению налоговой нагрузки на владельцев легковых автомобилей, - объяснил эксперт "РГ", налоговый консультант Максим Лякишев. - Все будет зависеть от того, какое решение примут региональные власти. Ведь у них есть право как увеличивать базовую ставку в пять раз, так и сокращать ее в десять раз (раньше снижать можно было в два раза меньше). И вряд ли регионы решатся на резкие действия, ведь это может спровоцировать социальный взрыв".

Свою точку зрения эксперт обосновал цифрами. С 2005 года, когда в последний раз в России в Налоговом кодексе была установлена базовая ставка транспортного налога, местные законодатели вправе были увеличивать ее не более чем в пять раз. "К примеру, для автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил базовая ставка составляла 5 рублей и могла максимально увеличиваться до 25 рублей за одну лошадиную силу, - рассуждает Лякишев. - А теперь посмотрим, какие решения принимали регионы. В Москве ставка налога для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. в настоящее время составляет 7 рублей. В Чечне - 4 рубля, в Питере - 14 рублей".

С тем, что большинство регионов не будет вводить у себя максимальные ставки на самые распространенные "народные" авто, согласны практически все опрошенные "РГ" эксперты.

По словам директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, ему было бы любопытно посмотреть на тех губернаторов и законодателей, которые в кризисных условиях решатся по полной программе "доить" своих налогоплательщиков-автомобилистов. И это вместо того, чтобы изыскивать альтернативные источники пополнения доходной части региональных бюджетов - к примеру, развивать производства, малый бизнес, привлекать инвестиции. Целиков уверен, что и минэкономразвития, и минрегион обязательно проведут "аудит" действий региональных властей, чтобы оценить, за счет каких налогов формируется эффективная бюджетная политика. Эксперты советуют и гражданам не стоять в стороне от этого процесса.

Тем не менее налог если не по максимуму, но все-таки повысится. По расчетам минфина, после введения в силу новых ставок региональные бюджеты пополнятся на 7,5 миллиарда рублей в год. По мнению Лякишева, если сегодня и стоит кому волноваться за свой кошелек, так это обладателям дорогих внедорожников и люксовых спортивных машин с мощностью двигателя 250 лошадиных сил. Кстати, по некоторым данным, на автомобили с моторами мощностью от 80 до 150 лошадиных сил (а это и продукция АвтоВАЗа, и большинство массовых иномарок) сейчас приходится около 80 процентов российского автопарка. На люксовые машины от 250 л.с. и выше - всего 10 процентов. "Для них транспортный налог и впрямь могут повысить", - прогнозирует Лякишев. Именно по этому пути решили пойти кузбасские депутаты, увеличив ставки только для владельцев "элитных" и мощных машин. Им придется платить в среднем больше на триста рублей с лошадиной силы. А для владельцев автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил ставки налога решено не менять.

Впрочем, не факт, что так будет везде. Например, пермские депутаты намерены отказаться от идеи дифференцированного повышения транспортного налога. 19 ноября Законодательное собрание Пермского края соберется на очередное пленарное заседание, на котором будут обсуждаться поправки в первоначальный вариант закона "О налогообложении в Пермской области". Он как раз и предполагал, что сильнее всего платежи вырастут для владельцев дорогих иномарок с мощными двигателями. Но многие депутаты обвинили инициатора законопроекта - краевое правительство - в попытке установить налог на роскошь. Посовещавшись, законодатели решили повысить транспортный налог на 56 процентов и для владельцев "шестерок", и для обладателей роскошных "Бентли". Но эту позицию придется отстаивать в остром диалоге с исполнительной властью. Ведь правительство края предполагало привлечь в бюджет за счет повышения транспортного налога дополнительно 830 миллионов рублей.

Законодательное собрание Красноярского края вообще пока отказалось рассматривать региональный законопроект, предполагавший увеличение ставки транспортного налога. А парламентарии Башкирии только готовятся к обсуждению такого документа и, судя по их настроениям, намерены подойти к вопросу взвешенно. "Думаю, не стоит торопиться с жареными фактами и будоражить народ, - высказал корреспонденту "РГ" свое мнение депутат Госсобрания - Курултая республики, заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Дмитрий Купцов. - Очень не хотелось бы, чтобы кто-то стриг политические купоны на столь злободневной теме. Могу сказать, что однозначной позиции по данному вопросу среди народных избранников нет. Обсуждение будет весьма обстоятельным".

Тем более что резервы транспортного налога - не только в повышении ставок, но и в улучшении его собираемости. Долги по уплате транспортного налога растут. В Свердловской области в этом году, например, уже 200 тысяч автолюбителей задолжали казне 310 миллионов рублей. В Кировской области общая задолженность на октябрь составила 174 миллиона рублей. В Кировской области в суд переданы материалы на 26 тысяч должников на общую сумму более 135 миллионов рублей. А налоговики Санкт-Петербурга выложили на своем сайте список автомобилистов, задолжавших государству транспортный налог. В нем - фамилии тех, чей долг уже превысил 100 тысяч рублей.

Закон, кстати, позволяет арестовывать и конфисковывать авто в счет долга прямо в дороге, разумеется, после решения суда. И в Кузбассе уже вступило в силу постановление областной администрации, в соответствии с которым автомобили неплательщиков транспортного налога арестовываются и отправляются на временные муниципальные стоянки. А инспекторы ГИБДД не проводят с такими авто никаких регистрационных действий, включая техосмотр, пока не увидят справку из налоговой. Мера эта связана с тем, что за последние несколько лет бюджет области недополучил от кузбассовцев около 700 миллионов рублей транспортного налога.

Как позитив в новых правилах по транспортному налогу глава "Автостата" Сергей Целиков рассматривает то, что регионам отныне предоставлено право устанавливать ставки в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Это поможет стимулировать обновление автотранспортного парка, который сегодня в России является одним из главных источников загрязнения городов. "Так принято во всей Европе, и то, что эти принципы переносятся на Россию, можно только приветствовать", - говорит Целиков.

Тем временем

Пермские депутаты предлагают вообще заменить транспортный налог в его нынешнем виде акцизом, который будет включаться в стоимость бензина. Тогда, считают они, восторжествует справедливость. Сколько пользуется автовладелец автомобилем, столько и платит. Сейчас транспортный налог вынуждены платить даже те, чьи машины, например, из-за тяжелой болезни владельца или длительной командировки месяцами, а то и годами стоят на приколе в гараже.

Как могут измениться базовые ставки транспортного налога