Минэкономразвития представило последнею версию законопроекта о государственном стратегическом планировании. Документ по утверждению министерства практически готов предстать перед Госдумой, в данный момент минэкономразвития приглашает принять участие в общественном обсуждении законопроекта.
Работа над этими законодательными инициативами велась несколько лет. В результате получился рамочный законопроект, который содержит перечень документов стратегического планирования долгосрочного характера, включая Концепцию долгосрочного развития и отраслевые стратегии, и среднесрочные документы - основные направления деятельности правительства (ОДНП) и федеральные целевые программы. Определены типы документов, эскизно обозначены их содержание, связь и последовательность. Первичными признаны прогнозы как основа других стратегических разработок.
Эксперты считают, что документ не доработан. Разработчики, по их мнению, при подготовке документа опирались на то, что система долгосрочного планирования в нашем Отечестве находится в зачаточном состоянии. При этом, видимо, было забыто, что в советские времена у нас царствовала плановая экономика.
С другой стороны, по словам Михаила Иванкова, заместителя генерального директора, директора департамента госконсалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем", актуальность формирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития РФ является очевидной,как для государства, так и для бизнеса. "На сегодняшний день отсутствуют понятные и действенные механизмы согласования стратегий социально-экономического развития регионов со стратегическими целями РФ, - рассказал "РБГ" эксперт. - Более того, в настоящее время по факту каждый регион сам волен принимать решения не только о том, как и когда разрабатывать свою стратегию, но и с какими целями и источниками финансирования ее увязывать. Роль федеральных ведомств в этом процессе сейчас достаточно виртуальна. В итоге мы имеем совокупность разрозненных региональных стратегий, зачастую не подкрепленных источниками финансирования".
Вторая проблема, по мнению Михаила Иванкова, несогласованность федеральных целевых программ прежде всего между собою, а также с имеющимися стратегиями регионального развития. В итоге финансовые ресурсы распыляются, базовые цели не достигаются.
Остается вопрос, способен ли представленный проект федерального закона стать действенным инструментом для формирования комплексной системы государственного стратегического планирования. "Представляется, что в нынешнем виде - не в полной мере, - считает Михаил Иванков. - Законопроект пока слишком академичен, он не содержит конкретных действенных правовых механизмов, позволяющих сформировать целостную систему стратегического планирования, преодолеть межведомственные и межуровневые противоречия, обеспечить возможность концентрации ресурсов различных уровней власти для достижения поставленных целей. В то же время принятие законопроекта даже в представленном виде позволит сформировать общеправовую и концептуальную базу для продолжения работы в данном направлении".