В понедельник председателем исполнительного совета ЮНЕСКО избрана постпред РФ при этой международной организации Элеонора Митрофанова. Таким образом, впервые за годы существования ЮНЕСКО один из ключевых постов в организации заняла россиянка. "Российская газета" попросила нового председателя ответить на ряд вопросов.
Российская газета: Прежде всего, Элеонора Валентиновна, примите наши искренние поздравления. Какие новые функции ложатся на ваши плечи?
Элеонора Митрофанова: Исполсовет, куда входят 58 представителей стран-членов ЮНЕСКО, работает в постоянном режиме между сессиями Генеральной конференции организации. Он занимается их подготовкой, отслеживает выполнение программ, осуществляет связь с другими международными структурами системы ООН. Если вкратце, то мне предстоит координировать эту деятельность.
РГ: То есть вам надо быть дипломатом вдвойне: оставаясь постпредом РФ, вы должны отстаивать и интересы ЮНЕСКО в целом?
Митрофанова: Да, это так. Знаете, в нашей организации есть хорошая традиция принимать решения консенсусом. Но чтобы его добиться, надо приложить немало усилий. Поэтому на этот пост, как правило, выбирают людей, имеющих опыт работы в ЮНЕСКО. Я же в свое время была заместителем генерального директора, что, наверное, сыграло определенную роль в моем избрании.
РГ: Этот год стал в некотором роде знаковым для ЮНЕСКО. Генеральным директором организации впервые за ее историю стала женщина - болгарка Ирина Бокова. Теперь вот вы возглавили Исполнительный совет
Митрофанова: Да и почти все мои заместители - тоже женщины!
РГ: Таким образом, происходит своего рода "феминизация" руководства ЮНЕСКО: дамы занимают командные высоты. А что по этому поводу думает мужская часть организации?
Митрофанова: Те, с кем мне довелось поднимать эту тему, ничего не имели против.
РГ: Как уже дала понять Ирина Бокова, в ЮНЕСКО грядут реформы. Каких сфер они коснутся?
Митрофанова: Если говорить о наших программам в сфере образования, культуры, науки, то они будут реализовываться, как это и было намечено на 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Конечно, в среднесрочной перспективе возможны некоторые корректировки. Реформы коснутся, скорее всего, секретариата организации: намечена экономия средств, идущих на административные расходы, с тем, чтобы можно было их переориентировать на программную деятельность.
Ирина Бокова выдвинула тезис о "новом гуманизме ХХI века". Думаю, нужно внимательно отнестись к этой идее. В ЮНЕСКО есть хорошая традиция - в рамках Исполсовета проводить тематические дебаты. На период моего председательства я предложу тему "Толерантность". Здесь не обойтись без разговора о культурном разнообразии, диалоге культур, правах человека, противодействии расовой нетерпимости. Думаю, что к дискуссии надо привлечь видных специалистов в этих областях с тем, чтобы выяснить, как они видят будущее мира, как в практическом плане можно содействовать воспитанию толерантности.
РГ: Кстати, в прошлый понедельник Санкт-Петербург был награжден дипломом премии ЮНЕСКО за распространение идей толерантности и ненасилия.
Митрофанова: В Санкт-Петербурге и его регионе, где живут представители более 150 национальностей, эта работа, действительно, ведется очень активно. На нее выделяются солидные бюджетные средства, что дает реальные положительные результаты, отмеченные нашей организацией.
Если уж мы затронули эту проблематику, думаю, что ЮНЕСКО необходимо выходить на качественно новый уровень сотрудничества со СМИ. Их влияние на умы людей разных национальностей, культур, религий, социального положения в настоящее время огромно. Поэтому привлечение этой категории партнеров к более тесному взаимодействию с ЮНЕСКО в пропаганде идей гуманизм, толерантности, культурного разнообразия является важнейшей задачей организации, в том числе Исполсовета.
РГ: Какие направления деятельности ЮНЕСКО представляют больший интерес для России?
Митрофанова: Их множество. В частности, все, что касается сферы образования. Знаете, благодаря развитию средств коммуникации мир все больше превращается, скажем так, в большую коммунальную квартиру. Мы прекрасно осведомлены, что происходит за рубежом, любая информация стала доступной.
Перемены разительны, они коснулись и детей. Однако школа, к сожалению, осталась примерно на том же уровне, что и 30-40 лет тому назад. Помимо этого повсюду, в том числе и в России, где прежде оно была прекрасно отлажено, падает уровень технического и профессионально-технического образования. Добавьте к этому студенческую мобильность: в глобальном мире она достигла высочайшего уровня. Ведь ныне можно учиться в любом университете по Интернету. Вот почему весь мир сейчас находится в поиске оптимальных вариантов системы образования, начиная со школьного. Так что без некой унификации программ, радикального пересмотра наших подходов к образованию в целом не обойтись. То есть впереди нас ждет колоссальная работа.
В мире насчитывается 700 миллионов безграмотных. Поэтому самая большая задача сейчас - это образование для всех. Так, кстати, называется программа ЮНЕСКО. Об этом, напомню, речь шла в 2007 году на встрече "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, где было решено: программа "Образование для всех" должна быть выполнена к 2015 году. Россия принимает в ней активнейшее участие, является, используя систему Мирового банка, одним из ее доноров.
Для России также очень важно участие в конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Напомню, что в список всемирного наследия ЮНЕСКО входят 23 российских объекта. Это Кремль, центры Санкт-Петербурга и Ярославля, Кижи, Кавказский заповедник, Байкал, девственные леса Коми и другие. Так вот, международный туризм сейчас развивается с оглядкой именно на этот список ЮНЕСКО. К примеру, американские туристы едут исключительно в обозначенные там места. Так что помимо необходимости сохранять эти богатства для будущих поколений, они при правильной постановке туристического дела могут дать серьезный экономический эффект.
Практическую отдачу мы получаем и от межгосударственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, с которой активно сотрудничаем. Ее работа - предупреждение цунами, наблюдение за климатом. Нам пришлось бы тратить колоссальные средства для получения такой информации. В результате мы имеем доступ к данным, которые собираются сообща на глобальном уровне.
РГ: Каков, на ваш взгляд, наиболее важный политический итог не так давно завершившейся 35-ой сессии Генконференции ЮНЕСКО?
Митрофанова: Пожалуй, он заключается в том, что нам удалось предотвратить принятие проекта Декларации принципов относительно предметов культуры, перемещенных в связи со Второй мировой войной. Проект выдвинули лет восемь назад некоторые европейские страны. В чем суть проекта? В том, чтобы все, что вывезли тогда в качестве реституции и, в первую очередь, из Германии, было возвращено. В нем мы увидели попытку поставить на одну доску агрессоров и их жертвы, отказаться от принятых в послевоенный период международных конвенций и договоренностей, в том числе поставить под вопрос Мирные договоры 1947 года, подтвердившие правомерность реституции культурных ценностей. Нам удалось убедить сторонников проекта Декларации в обоснованности наших доводов. В результате он был заблокирован. Тем самым международному сообществу был дан сигнал: нельзя переписывать историю, тем более, Второй мировой войны вопреки интересам России.
РГ: На этой сессии было решено создать в Москве под эгидой вашей организации музейный центр на базе "Коломенского". Что это за проект?
Митрофанова: Речь идет о первом в мире центре ЮНЕСКО в области музееведения. На базе музея будут готовить специалистов разных стран, прежде всего, стран СНГ в области реставрации и музейного дела. Презентация центра состоится в январе 2010 года в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО. Она откроет календарь культурных мероприятий организации и фактически станет первым событием в рамках Года России во Франции.