Глава Росводресурсов Марина Селиверстова комментирует Водный кодекс для читателей "РГ"

Водный кодекс принят два года назад, но до сих пор у водопользователей остается множество вопросов. В основном они касаются права на водопользование. Прокомментировать их мы попросили главу Росводресурсов Марину Селиверстову.

Марина Валерьевна, многие водопользователи недоумевают, что до сих пор некоторых крупных водных объектов нет в водном реестре. Почему это происходит?

Что представляет собой государственный водный реестр (ГВР)? Это сводный информационный ресурс, совокупность значительного количества документированных сведений и данных о водных объектах России, их состоянии и использовании, который требует постоянного поддержания и актуализации.

Сейчас насчитывается 2,5 миллиона рек, а всего 5,5 миллиона поверхностных водных объектов. Разумеется, что за такой короткий срок огромный массив информации одномоментно сформировать невозможно. В формировании же водного реестра кроме Росводресурсов и минприроды участвуют более десяти федеральных ведомств - Росгидромет, минсельхоз, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росморречфлот, Роснедра, Росрыболовство и др. В зависимости от того, как оперативно и быстро они формируют свой информационный ресурс, он появляется и в нашей сводной базе.

Значимость этого реестра для водопользователя трудно переоценить. Если я правильно понимаю, он необходим для того, чтобы получить право на водопользование...

Да, действительно, водное законодательство предполагает получение предварительной информации из Государственного водного реестра водопользователем для целей последующего предоставления права пользования водным объектом. Но бывают случаи, когда данных о водном объекте в ГВР не содержится ввиду неизученности этого водного объекта. Отсутствие данных в нашем реестре не является основанием в отказе предоставления права водопользования.

Однако известны случаи, когда водопользователь на свои деньги заказывал Гидромету провести исследование для последующего внесения в реестр. Но этот водный объект так и не появлялся там. С кого спрашивать?

Да, такие случаи известны. Порядок формирования ГВР определен соответствующим Постановлением Правительства РФ, и порядок внесения данных в реестр носит официальный характер. Следовательно, информация, полученная в результате частного заказа, должна быть внесена уполномоченным органом в Росводресурсы. Другого принципа формирования этого информационного продукта законодательство не предусматривает.

То есть предприятие вправе самостоятельно заключать договор с Росгидрометом на проведение исследований по водному объекту для включения его затем в реестр?

Пожалуйста. Это не запрещено. И если какое-то предприятие или водопользователь потенциально заинтересован в использовании этого водного объекта, он вправе эти работы выполнить.

А средства, потраченные на это, ему не компенсируют?

Пока такого механизма нет, но есть повод для размышлений, поскольку расходы, понесенные водопользователем, служат решению задачи улучшения изученности водного фонда России.

Поймите другое. Например, может возникнуть такая ситуация. Предположим, вы захотите получить право пользования на каком-то водном объекте, которого, может быть, на карте нет. Возьмем для примера лесное озеро где-нибудь под Екатеринбургом, в отношении которого вы хотите получить право пользования. И вам никто не откажет в этом праве. Но поскольку оно никогда раньше не использовалось для целей водопользования, то не возникало необходимости изучать его, и половина из тех данных, которые с 1 января 2007 года должны быть в ГВР, могут просто отсутствовать.

У меня же, как у практика, есть понимание того, что формирование любого информационного ресурса должно быть осмыслено с точки зрения его последующего практического использования и расходов на его формирование и поддержание, т.е. экономической точки зрения. В результате чего необходимо ответить на простой вопрос - "А не является ли этот ресурс избыточным?" Можно собирать всю информацию вообще обо всем. Но целесообразней было бы определить то необходимое и достаточное для целей эффективного государственного управления. Думаю, что практика поможет нам найти ответ на этот вопрос.

Может, выскажу крамольную мысль - а есть ли необходимость в таком подробном информационном ресурсе? К примеру, то же лесное озеро стоит ли вносить в реестр?

Я думаю, что оно в реестре должно значиться. Но половина из той информации, которая подлежит вынесению, с точки зрения государственного управления и хозяйственного использования, может быть, и не нужна.

Это же новый информационный продукт, находящийся в стадии формирования. И, конечно, есть какие-то погрешности и какие-то ошибки при подходах в определении структуры и объема информации. А насколько она реально необходима? Оправданы ли расходы на ее сбор и актуализацию? Это тоже нужно учитывать, потому что это затратно.

Существуют ли прецеденты (кроме случая с Байкальским ЦБК), когда решения по сбросу сточных вод были аннулированы?

Водным кодексом такое понятие, как "аннулирование решения", не предусмотрено, такой процедуры нет. Основание и порядок принудительного прекращения - так называется эта процедура - права пользования водным объектом установлены статьей 10 ВК РФ. При этом предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом должно предшествовать вынесение предупреждения органом, который принял решение. То есть или федеральное агентство водных ресурсов в лице территориальных органов, или регион, в зависимости от того, кто выдал этот разрешительный документ. Сначала выносят предупреждение о нарушении, потом реализуется установленная процедура прекращения права пользования.

На какое время выдаются эти лицензии?

Срок действия лицензии содержится в самой лицензии, в соответствии с законом он мог достигать двадцати пяти лет. Но если происходит нарушение условий лицензии, то действие ее может быть принудительно прекращено в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Так были все-таки прецеденты помимо БЦБК?

По тем решениям, которые выдавало Федеральное агентство водных ресурсов, таких прецедентов принудительного прекращения не было. Обычно все вопросы регулируются на уровне предъявления предварительного уведомления. То есть до стадии принудительного прекращения не доходит.

Какие чаще всего происходят нарушения правил водопользования?

Одно из распространенных нарушений - это превышение установленных объемов забора воды. В соответствии с договором водопользования водопользователь должен представлять отчетность о фактических параметрах водопользования, при превышении установленного объема уплачивается пятикратный тариф за сверхлимитный объем.

А если, наоборот, недобор?

Если меньше, у водопользователя есть право произвести перерасчет в последующих периодах. Но для этого нужно своевременно, в том отчетном периоде, в котором вы осуществляете водопользование, представить отчет о фактических параметрах водопользования.

Марина Валерьевна, можете прокомментировать факты проведения торгов на право водопользования. К примеру, не так давно Комитет по природопользованию правительства Санкт-Петербурга объявил, что продает спуски к Неве и Фонтанке. На ваш взгляд, насколько такая форма может быть популярной?

В соответствии с Водным законодательством предметом договора водопользования может быть только исключительно использование водного объекта, а не объектов береговой инфраструктуры. Потому то, о чем вы говорите, - спуски к Фонтанке, Неве - это элементы набережных, причальные комплексы, что и относится к объектам инфраструктуры. Поэтому здесь речь не может идти о водных отношениях.

Что касается использования акваторий, то в соответствии с Водным кодексом РФ право пользования приобретается на аукционе. Подобных торгов за два года проводилось достаточно. Это особенно актуально в Москве, Санкт-Петербурге, на Черноморском побережье, где активно используются акватории водных объектов. Все средства, полученные в результате аукционов, идут в доход федерального бюджета.

между тем

В настоящий момент в водный реестр внесена информация более чем о 150 тысячах водных объектов, 1800 водохозяйственных и мелиоративных системах, информация о наблюдениях гидрологических характеристик на 1500 постах Росгидромета, информация о более чем 8000 ГТС

кстати

Платежи по ставкам водного налога распределяются по отраслям экономики следующим образом: в промышленности - 0,06 процента, в электроэнергетике - 0,6, в жилищно-коммунальном хозяйстве - около 1 процента

факт

Крупнейшими загрязнителями воды являются объекты жилищно-коммунального хозяйства