Новую волну кризиса из-за ситуации вокруг крупнейшего государственного фонда эмирата Дубай - "Дубай уорлд", похоже, удалось загасить. Но ситуация остается неопределенной, и аналитики предсказывают большую подвижность на рынке в ближайшее время.
Вчера во второй половине дня стало известно, что правительство княжества Дубай не станет гарантировать долги фонда. Генеральный директор департамента финансов Дубая Абдель Рахман ас-Салех заявил, что данный фонд получал кредиты "под проекты, а не под правительственные гарантии", сообщили информагентства. Однако накануне Центробанк Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) успокоил инвесторов, объявив о запуске специальной программы предоставления дополнительной ликвидности банковскому сектору. Ей смогут воспользоваться как местные банки, так и филиалы иностранных банков в эмиратах.
Фактически это означает, что помощь оказана все-таки будет. Но в ограниченных пределах. Инвесторы на фоне таких противоречивых новостей, с одной стороны, несколько успокоились. Но большого прилива оптимизма все же не испытали. Российские индексы ММВБ и РТС меняли свою направленность в течение всего дня, а к вечеру вышли в небольшой плюс. Также неопределенно вели себя и европейские площадки. Выросли азиатские фондовые индексы. Прибавила в цене нефть.
А вот биржа столицы Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Абу-Даби упала на 8,3 процента - это было крупнейшее снижение за день в истории площадки. Дубайская фондовая биржа закрылась рекордным падением на 7,3 процента. Площадки эмиратов вчера работали первый день после завершения мусульманских праздников и запоздало отыгрывали негативные новости из Дубая.
Основные события здесь разыгрались, напомним, в конце прошлой недели, когда стало известно, что крупнейший государственный фонд эмирата Дубай - "Дубай уорлд", чей бизнес включает в себя управление недвижимостью и портами, оказался на грани финансового краха. Он обратился к кредиторам с предложением отсрочить по меньшей мере на 6 месяцев погашение по облигациям одной из входящих в его структуру компаний. До мая 2010 года "Дубай уорлд" должен выплатить 60 миллиардов долларов по взятым кредитам.
Новость о том, что в Персидском заливе может лопнуть пузырь на рынке недвижимости вызвала в конце прошлой недели настоящую панику на мировых площадках. Дело в том, что бумаги компании было многократно перезаложены и истинные масштабы проблем еще не известны. Некоторые аналитики тут же предсказали, что проблемы в эмиратах могут спровоцировать чуть ли не вторую волну кризиса. К тому же дубайскому конгломерату принадлежит ряд известных американских проектов. Соответственно, его проблемы вполне могут перекинуться на рынок коммерческой недвижимости в США и других стран. Ну и самое главное - на любые плохие новости очень болезненно реагирует все еще не окрепшая мировая экономика. Впрочем, большинство аналитиков надеется, что дефолт дубайского фонда не будет иметь таких последствий, как крах Леман Бразерс.
Между тем события в Дубае в очередной раз заставили инвесторов по всему миру вновь вспомнить об осторожности. А китайские власти полагают, что угроза дефолта в Дубае даст Поднебесной возможность закупить золотые и нефтяные активы, передало вчера агентство Рейтерс. Сейчас большая часть золотовалютных резервов КНР вложена в американские гособлигации (около 2,3 триллиона долларов). Но в стране давно раздаются призывы инвестировать эти средства в нефть и прочие природные ресурсы, которые понадобятся быстро растущей экономике страны в будущем. И по мнению председателя наблюдательного комитета по крупным государственным компаниям КНР Цзи Сяоняня "эта ситуация может дать Китаю возможность вложения средств валютного фонда в золотые и нефтяные резервы.
Что же касается России, то на нашу страну ситуация вокруг "Дубай уорлд" будет оказывать влияние в той же степени, в какой она скажется на положении мировой экономики в целом, полагают эксперты.
Как вам это?
Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор:
- Новый виток кризиса возможен. Во всем мире ощущается избыток инвестиций в строительство, и если в этой цепочке начнутся дефолты, пострадает вся мировая экономика. Но ожидать, что в ближайшие дни произойдет что-то страшное, вряд ли стоит. Пока ситуация неопределенная. Что-либо уверенно утверждать нельзя.
Для России худшим вариантом, если вторая волна все-таки случится, будет вот что. Во-первых, начнется вывод средств с российского фондового рынка, связанное с этим значительное давление на национальную валюту и как следствие снижение курса рубля. Во-вторых, следует ожидать вывода инвестиций из нефтяных ценных бумаг, что повлечет за собой снижение нефтяных котировок. В-третьих, неизбежностью станет уменьшение нефтегазовых доходов российского бюджета, удельный вес которых в следующем году составит 46 процентов доходной части.
Мы видели, что в конце прошлой недели на фоне плохих новостей из Дубае некоторые процессы уже начались. Упала на 4 процента цена на нефть, почти на 90 копеек прибавил курс доллара в России, на мировых фондовых площадках прошла массовая распродажа. Но я бы не стал сейчас драматизировать ситуацию с падением стоимости барреля и скачком доллара. Это был первый тревожный звоночек. Но мы пока не знаем, останется ли он лишь звоночком или станет первым камушком в обвале.
Однако совершенно очевидно, что государственный проект строительства острова в Дубае не будет реализован в срок. Значит, инвесторы не получат обратно вложенных средств и уж тем более планируемую большую прибыль. Конечно, в масштабах мировой экономики 40 миллиардов долларов - капля в море. Но если подобные прецеденты начнутся и в других странах, то это действительно станет новой волной кризиса.
Уже более 100 лет все грандиозные строительные проекты начинаются на стадии строительного инвестиционного бума и заканчиваются в ситуации глубочайшего экономического кризиса. Есть масса примеров это подтверждающих. Возьмем, строительство небоскребов в США перед кризисом 1907 года, в преддверии Великой депрессии 30-х годов или возведение башен-близнецов в середине 70-х годов прошлого века в фазе стагнации американской экономики. Можно привести в пример строительство небоскребов в Малайзии, которые приходилось завершать в условиях азиатского кризиса 1997-1998 годов. Дубайский остров лишь подтверждает эту историческую тенденцию.
Особенность и опасность нынешней ситуации в том, что она складывается не только на Ближнем Востоке, а практически по всему миру. Проблемы в сфере инвестиционного строительства остро наблюдаются в Китае, Индии, Бразилии, других странах. Там тоже значительные средства были вложены в стройку. И сегодня судьба этих инвестиций остается неопределенной. Так что вполне можно ожидать повторения "дубайского прецедента" в других странах, в первую очередь в Китае.
В России сложилась такая же тенденция, что и во всем мире. Нам не удастся избежать новых проблем. И мировое сообщество ничего не сможет сделать, потому что это ситуация безнадежная. Мы закапали эти деньги. Вложили их в цемент, бетон, в железные конструкции, которые уже возведены. Но приобретали их по ценам, которые были в несколько раз выше, чем сегодня. Остается продавать построенное по ценам существенно ниже, чем закладывали изначально. Кстати, в Москве примерно 1,5 миллиона квадратных метра жилья стоят "замороженными" из-за отказа властей и бизнеса признать очевидные убытки.
Валерий Миронов, главный экономист Фонда экономических исследований "Центр развития":
- Считаю, что "дубайский инцидент" вполне может стать началом второй волны кризиса. И снова подорвать доверие к рублю. И, собственно говоря, это уже видно на примере скачка курса доллара. Потому что когда кризис убывает, доллар ослабевает, а когда усиливается - подскакивает. И это повлияет на экономику России. Так как она все последние годы жила не столько за счет нефти, сколько за счет притока капитала. В год приходило по 150 миллиардов долларов, а от каждых 10 долларов за баррель Россия получала всего 15-20 миллиардов.
Сейчас и цены на нефть могут сильно упасть, и приток капитала не восстановиться. Мы и так были в стагнации, а теперь можем усилить падение. Оно, конечно, не будет таким катастрофичным, потому что начал немного восстанавливаться внутренний спрос. В этом году ВВП упал процентов на девять, а спрос - всего процента на два. И если произойдет вторая волна, то в следующем году падение ВВП будет на уровне 4-5 процентов.
Подготовил Георгий Панин