Авиационно-космическая и военно-морская выставка LIMA-2009 стала для Малайзии знаковым событием. Даже в условиях кризиса страна смогла представить интересную экспозицию и продемонстрировать миру устойчивость своей экономики.
Малайзия многонациональная и очень толерантная страна. Здесь пытаются расширить круг друзей и сократить до минимума количество даже отдаленно потенциальных врагов. Тем не менее, вооруженные силы этого государства - одни из самых боеспособных в регионе. А что касается летчиков - они кажутся прирожденными асами. Не случайно, наверное, любимая птица здесь - орел. И авиацию здесь любят, кажется, все и буквально с детства.
Страна долгое время была колонией Великобритании. Независимость обрела в 1958 году. Кстати, в немалой степени благодаря твердой антиколониальной позиции СССР, о чем сейчас почему-то не вспоминают. В 1963 году сформировалось Федеративное государство Малайзия и началось активное развитие вооруженных сил. Основу ВВС составили, естественно, британские самолеты. Помогли в становлении боевой авиации Австралия и Канада. Малазийцы помнят это, и самолеты тех времен здесь почитаются как исторические раритеты. На аэродроме, где стояли участники аэрошоу LIMA-2009, почетное место занимали, например, старенький учебный МВ339СМ и не менее древний RF-5E TIGER II.
Сейчас в составе Королевских ВВС четыре авиадивизии. Первая обеспечивает ПВО страны и, в случае вооруженного конфликта, должна завоевать превосходство в воздухе. Вторая дивизия - военно-транспортная. Третья - это тыловое обеспечение. Четвертая - самолеты боевого управления, воздушные командные пункты, разведчики. В составе ВВС более двухсот самолетов и вертолетов различного назначения.
Парк боевой авиации достаточно современен. Это легкие штурмовики Hawk Mk.208, легкие истребители F/A-18D Hornet и МиГ-29Н, тяжелые Су-30МКМ.
По-настоящему качественно выросла боевая мощь Королевских ВВС середине 1990-х. В 1994 году был подписан контракт на поставку в Малайзию шестнадцати одноместных истребителей МиГ-29Н и двух двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ. В 1995 году начались поставки этих самолетов. Почти пятнадцать лет истребители российского производства служат надежным воздушным щитом Малайзии. Со следующего года они постепенно будут выводиться с боевой службы. На смену им приходят Су-30МКМ.
Когда летчики Королевских ВВС Малайзии стали осваивать МиГ-29Н, с ними произошла метаморфоза, которую заметили все. Британское наследство отличалось, в частности, тем, что летчики относились к военной аристократии и чопорность считалась чуть ли не обязательной чертой характера тех, кому покорялось небо. Однако то ли российские самолеты оказались грубоваты в управлении и обслуживании, то ли дух в них был какой-то слишком по-советски простой, но летчики эскадрильи МиГов стали отличаться от тех, кто летал на F-18. Пилоты истребителей американского производства были и остались как бы излишне заформатированы в рамки американского "образа службы", не предполагающего никаких вольностей. А вот летчики-мигари оказались более свободными и рисковыми ребятами. Они стали не то что воздушными хулиганами, но теми, про которых говорят: черт им не брат. Более того, неуловимо менялся их внешний вид. И почти безошибочно можно было отличить, даже не видя опознавательных знаков, "русского" малазийца от "американского".
Интересно, но в учебных воздушных боях пилоты МиГ-29Н почти всегда одерживали верх над братьями по оружию, управлявшими F/A-18D.
Пилоты Королевских ВВС Малайзии, освоившие наши самолеты, пилотируют их так, что даже знаменитый шеф-испытатель корпорации "Иркут" Вячеслав Аверьянов, помогавший малазийским летчикам осваивать Су-30МКМ, никогда не скрывал своего восхищения их врожденным мастерством.
На защитных чехлах двигателей МиГ-29Н написано по-английски: курящие бандиты. Летчики не курят, они просто так шутят. Чтобы знали: если что - чехлы снимут, и прикурить дадут по серьезному, с русским огоньком. А уж на то будут способны пилоты "сушек", врагам Малайзии лучше и не думать.
Пилотаж МиГ-29Н и Су-30МКМ, который демонстрировался каждый день работы салона LIMA-2009, подтвердил, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе лучшие асы - боевые пилоты Королевских ВВС Малайзии.