В Торгово-промышленной палате РФ открывается конференция "Стоит ли инвестировать в Польше?"

Сегодня в Торгово-промышленной палате РФ откроется конференция "Стоит ли инвестировать в Польше?". Для ее организатора - Польского агентства информации и иностранных инвестиций - ответ очевиден: конечно, стоит. Но пока в стране нет ни одного крупного российского инвестора.

"У предпринимателей из России благодаря нашим государственным программам есть возможность возместить 40-60 процентов своих вложений", - эту фразу за неделю пребывания в Польше мы слышали по нескольку раз на дню. Перед конференцией агентство пригласило в Варшаву и Краков группу российских журналистов, чтобы рассказать "всю правду" о своей экономике - о gospodarce, если говорить по-польски.

Здесь не скрывают, что привлечение иностранных инвестиций - стратегическая задача страны. Сегодня в Польше работают 14 специальных экономических зон, которые будут действовать до 2020 года. Одна из них позволила городу Неполомице за пять-шесть лет в 200 раз увеличить свой бюджет. В зоне иностранцы открыли предприятия, которые выпускают и знаменитый американский энергетический напиток, и самые маленькие в мире электродвигатели, и даже продукцию для авиастроения.

В прошлом году объем зарубежных инвестиций в Польшу достиг 10 миллиардов евро, увеличившись на 4,8 процента. В основном это бизнес из Западной Европы, США и Азии. Отчасти такое мощное для польской экономики финансовое вливание позволило ей не просто устоять в кризис, но и развиваться. ВВП страны в 2009 году вырос на 1,7 процента. И что характерно, это "происходит в условиях сохраняющейся на низком уровне инфляции", подчеркнул заместитель министра экономики Рафал Баняк. С января по октябрь она составила 3,5 процента, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,1 процента.

Этими показателями поляки особенно гордятся - они практически единственные в еврозоне, кто пока "проходит кризис с сухими ногами". Как сказал глава Польского агентства информации и иностранных инвестиций Славомир Майман, "мы поставляем мировому деловому сообществу стабилизацию". А бизнес, как известно, ищет там, где не только выгоднее, но и надежнее. И к декабрю зарубежные инвестиции в Польшу, невзирая на все мировые экономические бури, достигли 80 процентов уровня 2008 года. Их итог - 128 проектов, приносящих польскому бюджету постоянные доходы. Однако, как заметил советник-посланник посольства России в Польше Дмитрий Полянский, "ситуация в мировой экономике нестабильная, и все может качнуться в другую сторону, в том числе и здесь".

Первый удар кризиса не надорвал польскую экономику, поскольку начался он в финансовой сфере. А здесь она не такая уж мощная, да к тому же - не интегрирована в мировую систему. И в Польше не обанкротился ни один банк и ни один злотый не пошел на их спасение. Предприятия - в основном малый и средний бизнес - тоже не занимали за рубежом баснословные кредиты. К тому же страна не зависит от экспорта, ее экономика сосредоточена на внутреннем рынке, который хоть и менее ретивыми темпами, чем раньше, но продолжает развиваться. Средняя зарплата - 650-680 евро. В переводе на рубли - 28,6-29,9 тысячи (в России среднемесячная начисленная заработная плата в октябре составила 18,65 тысячи рублей). Так что спрос на внутреннем рынке Польши в этом году поднялся на 2 процента, даже продажи автомобилей выросли. Недавно в Малопольском воеводстве открыли один из самых больших в Европе торговых центров. И он не пустует, уверяют местные власти, здесь всегда много покупателей.

Но даже самые надежные резервы рано или поздно истощаются. Сейчас Польша старается укрепить свои позиции, создать фундамент для долгосрочной стабильности. Тем более у нее есть одна тревожащая всех проблема - безработица. По данным Национальной хозяйственной палаты, в этом году она выросла на 2 процента. Это, конечно, не такие стремительные темпы, как в других странах, поскольку увольняют в основном крупные предприятия, которых в стране не так много. А малый и средний бизнес кризису не удалось сбить с ног. Тем не менее без работы сейчас остаются 11 процентов трудоспособных поляков, а в некоторых районах на порядок больше. Тогда как в Европе этот показатель в среднем не превышает 8-9 процентов. Свой вклад в рост безработицы внесли не только большие компании, но и десятки тысяч поляков, которые работали за рубежом, и теперь вынуждены вернуться обратно. Как и в России, здесь существует и проблема моногородов. Она решается, но пока с трудом.

Однако самое эффективное лекарство и от безработицы, и от продолжающего кризиса - стабильные крупные инвестиции, открытие новых производств. В России есть деньги, устойчивый бизнес, подчеркивали экономисты, эксперты и политологи, с которыми мы встречались. Но тут же добавляли, что пока наши экономические отношения - непаханое поле. И поляки готовы поднять эту целину вместе с российскими предпринимателями. "Мы хотим показать правительству России и предпринимателям, что Польша может быть прекрасным экономическим партнером", - говорил нам Рафал Баняк. И Польше, действительно, есть что предложить российским предпринимателям.

Во-первых, в специальных экономических зонах новый инвестор не платит налог на прибыль (здесь он составляет 19 процентов) до тех пор пока его доходы не достигнут половины вложенных средств.

Во-вторых, существует так называемый фонд Евросоюза. На семь лет, до 2013 года, для него выделено 60 миллиардов евро в виде евросоюзных дотаций. В 2020 году ожидается новый транш. Благодаря этим средствам инвестор может получить безвозвратный начальный капитал или средства на развитие дела. Максимально на один проект могут дать примерно 40 миллионов евро, минимально - 4 миллиона. Условие - внедрение новых технологий. И обязательно, чтобы произведенные товары или услуги были конкурентоспособны на европейском рынке. В-третьих, существует технологический кредит (с частичным возвратом) на закупку технологических линий. Однако предприниматель обязан поддерживать свой проект оговоренное время и сохранять рабочие места. Не выполнил условия - придется вернуть грант или иную помощь. Но такие случаи очень редки, уверяли нас в Польше, потому что каждый проект оценивается экспертами, которые все тщательно просчитывают.

В-четвертых, говорят польские аналитики, у инвесторов не будет проблем с высококвалифицированными кадрами. С 3-4 курса студенты проходят стажировку в крупных западных фирмах. И, наконец, в-пятых, что особенно ценно для российского бизнеса, зарегистрированная в Польше компания инвестора получает паспорт экспорта, то есть ее товар можно без проблем продавать в других странах Евросоюза.

Но пока это не срабатывает. Возможно, и потому, что "большинство инвестиционных проектов российских компаний - это участие в процессе приватизации", признал Рафал Баняк. А поляков, как мы поняли, главным образом интересует, чтобы наш бизнес создавал здесь свои дочерние отделения и работал, принося доходы в казну. "Это действительно наш приоритет, - согласился замминистра экономики, отвечая на вопрос корреспондента "РГ". Но тут же добавил, что большинство польских компаний, в которых государство имеет свою долю, продаются через Варшавскую фондовую биржу. И возможность поучаствовать в приватизации существует.

"Взаимные российско-польские экономические отношения подчиняются не бизнесу, а политике", - поставил свой диагноз руководитель Конфедерации польских работодателей Анджей Малиновски. В наших отношениях, действительно, есть немало затяжных вопросов. Это и Катынь, и интерпретация Второй мировой войны, и дискуссионные пункты сотрудничества России с Евросоюзом. Но, похоже, лед тронулся. "Мы нащупали дорогу и уже идем по ней", - заверил нас Дмитрий Полянский. И одним из этих шагов в экономике, не исключено, станет встреча в Москве в Торгово-промышленной палате РФ. В любом случае прорыв нужен с обеих сторон.

Компетентно

Екатерина Белякова, торговый представитель РФ в Республике Польша:

- Не думаю, что политические аспекты играют решающую роль в наших экономических отношениях. Основное препятствие - недостаток информации об инвестиционных возможностях, условиях ведения бизнеса, которые есть у зарубежных инвесторов в Польше.

Поляки о России знают немного больше, поскольку их безусловно привлекает огромный российский рынок. Но с учетом того, что информационные потоки не налажены и интенсивность контактов невелика, никто не может поручиться за достоверность знаний польского бизнеса о России.

У нас внешне все идет хорошо, есть значительный товарооборот между странами. Польша входит в число ведущих торгово-экономических партнеров России. Но если посмотреть на структуру нашего экспорта, то это в основном газ и нефть. Вопросы диверсификации нашего экономического сотрудничества требуют более активных действий. Здесь особенно важно обратить внимание на инновационную компоненту.

До сих пор между нашими странами не подписано соглашение о взаимной защите инвестиций, которое необходимо синхронизировать с нормами Евросоюза. Для польских инвесторов это особенно важно. Без него, без механизмов защиты капитала они не могут получить необходимую поддержку от государства. Это и кредиты, и другая помощь, которая осуществляется на средства Евросоюза. Например, есть довольно большой проект в Северо-Западном федеральном округе, который собиралась осуществить польская компания. Но сейчас дело заморозилось именно потому, что польские бизнесмены не могут получить необходимых кредитов. И соглашение о взаимной защите инвестиций, на мой взгляд, вдохновило бы многих на сотрудничество.