В наступающем году будет выпущена установочная партия этих машин, а в 2011-м начнется их серийное производство.
Необходимость в создании по сути нового учебного самолета возникла в связи с тем, что в войсках полным ходом идет модернизация строевого штурмовика. Су-25 был спроектирован в середине семидесятых годов прошлого века. И оказался настолько удачным, что лучшего штурмовика, наверное, уже и не будет, во всяком случае в ближайшие десятилетия. Так считают сами конструкторы. В Су-25 удачно воплотилось все то, что необходимо именно штурмовику: великолепная живучесть, надежная броневая защита летчика, простота управления и технического обслуживания, мощнейшее вооружение. Самолет имеет почти идеальную для своего класса аэродинамическую форму.
Тем не менее новое время выдвигает даже к идеальной машине новые требования. В частности, по вооружению. Оно должно стать более разнообразным, более мощным и более точным. Соответственно более мощными должны стать двигатели, а бортовое оборудование - более современным. Поэтому-то можно сказать, что под привычным обликом Су-25 в варианте "СМ" скрывается фактически новый боевой самолет.
И курсантам летных училищ необходимо учиться летать именно на таких машинах. Двухместный Су-25УБМ также имеет более мощные двигатели, новую систему электропитания, позволяющую устанавливать самую современную авионику. Обновленная "летающая парта" - это полноценный боевой самолет, способный нести в том числе и высокоточное вооружение. Управляемые ракеты и бомбы имеют лазерное, телевизионное и тепловизионное наведение. Как утверждают разработчики, Су-25УБМ может одинаково успешно применяться и для подготовки летчиков, и для ведения полноценных боевых действий, а наличие второго пилота лишь повысит боевую эффективность штурмовика. Учебно-боевая "сушка" может использоваться не только с наземных аэродромов, но и с авианосцев.
Как рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор "Штурмовиков "Сухого" и главный конструктор Су-25УБМ Владимир Бабак, прошедший цикл испытаний подтвердил верность выбранных для модернизации конструктивных решений. По его словам, уже начались испытания обновленного штурмовика на его боевое применение. И они показали высокую точность нового ракетно-бомбового вооружения.
Помимо штурмовой началось обновление и бомбардировочной авиации. В Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава 19 декабря прилетели первые два новейших фронтовых бомбардировщика Су-34, которые в перспективе должны полностью заменить бомбардировщики Су-24.
Су-34 поистине уникальная машина, сочетающая в себе качества бомбардировщика, штурмовика и даже истребителя. Не случайно первоначально он назывался истребителем-бомбардировщиком. Двухместный бомбардировщик имеет хорошую маневренность и для воздушного боя вооружен 30-мм скорострельной пушкой и ракетами "воздух-воздух". На двенадцати точках подвески он может нести восемь тонн самого различного вооружения, в том числе управляемые авиационные бомбы калибром 1500 кг. Высокоточные крылатые ракеты "воздух-поверхность" обеспечивают поражение наземных и морских целей на дальности 250 км.