В России состоялась презентация долгожданного истребителя пятого поколения

Случилось невероятное. Как сообщил ИНТЕРФАКС-АВН, на аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения состоялись выкатка и первая пробежка перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) - долгожданного истребителя пятого поколения.

Ранее неоднократно утверждалось, что первый полет российский суперистребитель совершит именно в текущем  декабре. Но совсем недавно командование ВВС заявило, что, по не уточненным причинам, летные испытания ПАК ФА начнутся в 2010 году. И уже казалось, что пятое поколение истребителей в России постигнет участь "Булавы". Однако самолет выкатили из ангара сборочного цеха!

По данным информагентства, за выкаткой и пробегом смотрел ограниченный круг специалистов. Внешне машина произвела хорошее впечатление. Характерными чертами ПАК ФА являются: высокая интеллектуализация борта, "стеклянная" кабина (отсутствие стрелочных приборов), круговое информационное поле, всеракурсный обстрел целей и даже наличие системы активной защиты самолета. Утверждается, что для взлета и посадки истребителю пятого поколения достаточно 300-400 метров аэродромной полосы.

Самолет создается фирмой "Сухой". Это тяжелый истребитель, внешне похожий на американский F-22 Raptor, от дальнейшего производства которого в США уже отказались. Фирма "МиГ" предлагала легкий вариант перспективного истребителя, но аргументы "сухих", видимо, оказались более убедительны.

Рассматривается вариант серийного выпуска ПАК ФА в кооперации с Индией. По этому вопросу даже подписаны необходимые документы. Однако как продвигаются работы - точно не известно.

Не решен до конца вопрос и с двигателем. Планер пятого поколения есть, а двигатели пятого поколения существуют только в бумажно-электронных проектах. И с каким мотором поднимется в воздух наш ПАК ФА - не известно.   Но здесь, как говорится, лиха беда - начало. Самолет спроектирован, построен, испытания его начались, а все остальное - со временем приложится.

На фирме "Туполев" идут работы по созданию стратегического бомбардировщика, естественно, тоже пятого поколения. Это будет прорывная машина, созданная в основном из композиционных материалов и титана. Она станет малозаметной для РЛС противника, сможет нести повышенную боевую нагрузку и будет обладать значительно большей дальностью полета без дозаправки.

Если говорить о той авиации, которая определяет облик современных ВВС, то и здесь идет активная модернизация. В будущем году начнется выпуск установочной партии учебно-боевых штурмовиков Су-25УБМ, а с 2011-го года -  их серийное производство.

В широко известном Су-25 удачно воплотилось все  то, что необходимо именно штурмовику: великолепная живучесть, надежная броневая защита летчика, простота управления и технического обслуживания, мощнейшее вооружение. Самолет имеет почти идеальную для своего класса аэродинамическую форму.

Тем не менее, новое время выдвигает даже к идеальной машине новые требования. В частности, по вооружению. Оно должно стать более разнообразным, более мощным и более точным. Соответственно более мощными должны стать двигатели, а бортовое оборудование - более современным. Поэтому-то и была проведена глубокая модернизация штурмовика в вариант Су-25СМ. Сейчас в привычном облике скрывается фактически новый боевой самолет.

И курсантам летных училищ необходимо учиться летать именно на таких машинах, для чего и начались работы над Су-25УБМ. Этот самолет  имеет более мощные двигатели, новую систему электропитания, позволяющую устанавливать самую современную авионику. Обновленная "летающая парта" - полноценный боевой самолет, способный нести, в том числе, и  высокоточное вооружение. Управляемые ракеты и бомбы имеют лазерное, телевизионное и тепловизионное наведение. Как утверждают разработчики, Су-25УБМ может одинаково успешно применяться и для подготовки летчиков, и для ведения полноценных боевых действий. Учебно-боевая "сушка" может использоваться не только с наземных аэродромов, но и с авианосцев.

Вдобавок к учебно-боевому штурмовому "Су", в войсках скоро появится легкий учебно-боевой самолет Як-130. Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин подписал "Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолета Як-130". Этот документ разрешает эксплуатацию самолета в войсковых частях ВВС РФ с решением задач как обучения, так и боевого применения.

Гендиректор ОКБ им. А.С. Яковлева Олег Демченко по этому поводу заявил: "Завершение госиспытаний Як-130 в 2009 году было для нас одной из главных задач. Як-130 - первый самолет, полностью спроектированный и построенный в постсоветский период. Он создан с применением цифровых технологий на всех этапах проектирования и подготовки производства".

На Як-130 курсанты летных училищ смогут осваивать пилотаж практически всех российских и даже иностранных истребителей. Естественно, он годится к обучению полетам на ПАК ФА. Этот самолет может использоваться и как легкий штурмовик. Он способен нести целую гамму ракетно-бомбового вооружения. На мировом оружейном рынке к Як-130 именно в его боевой конфигурации интерес проявлен очень большой. В ближайшей перспективе ВВР России смогут получить не менее семидесяти Як-130. Во всяком случае, авиапромышленность готова выпустить необходимое количество учебно-боевых самолетов без особых проблем. 

Началось обновление и бомбардировочной авиации. В Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава  прилетели первые два новейших фронтовых бомбардировщика Су-34, которые в перспективе должны полностью заменить бомбардировщики Су-24.

Су-34 поистине уникальная машина, сочетающая в себе качества бомбардировщика, штурмовика и даже истребителя. Не случайно, первоначально он назывался истребителем-бомбардировщиком. Двухместный бомбардировщик имеет хорошую маневренность и для воздушного боя вооружен 30-мм скорострельной пушкой и ракетами "воздух-воздух". На двенадцати точках подвески он может нести восемь тонн самого различного вооружения, в том числе управляемые авиационные бомбы калибром 1500 кг. Высокоточные крылатые ракеты "воздух-поверхность" обеспечивают поражение наземных и морских целей на дальности 250 км.