12.01.2010 00:50
    Поделиться

    Какое госимущество стоит приватизировать

    Сегодня "Российская бизнес-газета" публикует полный перечень имущества, планируемого к приватизации в 2010 году (см. стр. 7). Согласно документу в этом году на торги будет выставлено 449 объектов. Кроме того, планируется завершить приватизацию около 250 федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых приватизационные процедуры были начаты в прошлом году. К продаже будут предложены пакеты акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ (АО), за исключением пакетов акций стратегических АО или акционерных обществ, принимающих участие в формировании интегрированных структур. В частности, это акции АО строительного комплекса, агропромышленного комплекса, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, дорожного хозяйства, геологии, водного и воздушного транспорта, машиностроения и др.

    По оценке правительства, крупными (бюджетообразующими) объектами приватизации в 2010 году являются пакеты акций открытых акционерных обществ "ТГК-5", "Росгосстрах", "Московский метрострой", "Искитимцемент", "Тыретский солерудник".

    Кроме того, в случае принятия президентом РФ решения о прекращении или снижении доли участия РФ в управлении АО, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических АО, на основании отдельных решений правительства РФ в 2010-2011 годах будут приватизированы пакеты акций морских и речных портов, пароходств и судоходных компаний, включая акции ОАО "Мурманский морской торговый порт", "Современный коммерческий флот" (не более 25 процентов минус 1 акция из находящихся в федеральной собственности акций), "Новороссийский морской торговый порт", "Аэропорт Кольцово", "Аэропорт Анапа", "Аэропорт Толмачево.

    Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества составят 18 миллиардов рублей. Правда, прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия правительством РФ решений о приватизации акций и иного имущества, имеющего высокую привлекательность. Эксперты считают, что часть предприятий, выставленных на торги, особой ценностью для бизнеса не обладают. При этом, конечно, есть и весьма интересные предложения.

    Как рассказал РБГ Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК, особенность нынешней приватизации состоит в том, что она будет реализовываться в условиях сформировавшейся спекулятивной модели экономики. Проще говоря, объекты приватизации будут интересны не стратегическим собственникам (они же стратегические инвесторы), а спекулянтам, то есть тем, кто будет покупать с целью дальнейшей перепродажи. Необходимо учитывать и то, что кризис еще далеко не закончился. Значит, потенциальные покупатели будут осторожны в выборе объектов приватизации.

    "Что может быть интересно в такой период и с учетом спекулятивного характера сделок? То, что более-менее гарантированно может обеспечивать доходность бизнеса и, следовательно, дает шанс на рост его стоимости с целью дальнейшей перепродажи,- говорит Игорь Николаев. - И такие предприятия есть. Это те, цены (тарифы) на услуги которых регулирует государство. Государство будет индексировать регулируемые цены (тарифы) в ускоренном порядке, с превышением инфляции. Вот и получается гарантированная доходность. Следовательно, наиболее привлекательными будут следующие объекты: "ТГК-5", "Московский метрострой", "Мурманский морской торговый порт", "Новороссийский морской торговый порт" и ряд аэропортов".

    Реальная борьба, по мнению Александра Головцова, руководителя управления аналитических исследований Управляющей компании "УРАЛСИБ", может развернуться вокруг 20-процентного пакета в Новороссийском торговом порту. "Это реально уникальный инфраструктурный объект с очень высокой рентабельностью бизнеса, - считает эксперт. - Покупатель такого пакета вполне может довести свою долю до блокирующей за счет скупки на открытом рынке.

    Будет хороший спрос и на ТГК-5 с "Росгосстрахом", но по ним предлагаемые пакеты не так велики, да и бизнес обеих компаний менее прибылен, чем у НМТП".

    Поделиться