Один из самых романтичных музыкантов мира в последние годы то покидал сцену из-за обострившегося диабета, то экспериментировал с джазом и классическим блюзом.
Теперь он вновь отправляется в европейский тур, в котором споет свои главные хиты и абсолютно новые песни. Накануне гастролей по 17 странам Крис Ри ответил на вопросы обозревателя "Российской газеты".
Его предыдущий концерт 28 февраля 2008 года в Москве запомнился тем, что за все выступление Крис Ри не сказал ни единого слова. Почти каждую композицию англичанин менял гитары, струны которых то нервно дрожали, то плакали навзрыд, то снова рассказывали очередную меланхоличную историю о любви. Пел своим узнаваемым - хрипловатым, флегматичным баритоном. И, кажется, с упоением жил в своем собственном мире, одиноком, философском, но гордом и изящно-прекрасном.
В жизни Крис Ри почти такой же. Он - человек спокойный, малообщительный, избегающий больших компаний и журналистов. Сейчас Крис Ри собирается в четырехмесячное турне, во время которого дважды выступит в России: 10 февраля - в Государственном Кремлевском дворце и 12 февраля - в БКЗ "Октябрьский" в Санкт-Петербурге.
Российская газета: Знаете ли вы, что сейчас по России концертируют как минимум две звезды, которые тоже объявили о своих прощальных гастролях, как и вы с Farewell Tour в 2006 году?
Крис Ри: Да, я вернулся. Сейчас чувствую себя вполне хорошо, почему бы снова не отправиться на гастроли? Надеюсь, что вы и все остальные этому только рады, как и я сам? По крайней мере, когда я играл в Москве в 2008 году с программой The Return Of The Fabulous Hofner Blue Notes, публика приветствовала меня очень шумно... А про ваших звезд я, конечно, не знаю. Но думаю, что не нужно во всем искать коммерческого подвоха: если артист собирался уйти, а потом ситуация изменилась и он вернулся - это же хорошо. Надо только радоваться!
РГ: Когда вы прекращали гастрольную деятельность, то переключались на занятия живописью. Может, нынешний тур стоило совместить и с передвижной художественной выставкой?
Крис Ри: Это совсем разные занятия. Может, свои картины я привезу в другой раз. А сейчас у нас очень насыщенная программа: концерты через день-два.
РГ: Снова планируете ничего не говорить со сцены, а только играть?
Крис Ри: Ну как это можно пообещать заранее? Да, случается, что музыка настолько захватывает меня, что уже не до разговоров. Обычные слова сбивают драйв и мешают обмену энергетикой и душевным теплом, который налаживается между мной и залом. Даже сказать "Привет" или "Как вы меня слышите" - некогда. Хотя да, я человек не очень разговорчивый. Может, и не очень общительный. Привык, что за меня говорят мои песни.
РГ: Ваши песни узнаются с первых тактов. Легко ли было найти столь характерное собственное звучание? Сколько студий и гитар пришлось сменить, сколько струн порвать?
Крис Ри: Ох! (Смеется.) Не могу точно ответить, поскольку это действительно было сложно. Мне нравились то одни оттенки звучания, то другие. И коллекция гитар постепенно собралась очень приличная. Теперь есть еще и банджо. Каждый инструмент что-то добавляет в звучание песен. Поэтому я вожу с собой много гитар. Да, это хлопотно и дорого. Но вряд ли хоть один менеджер сумеет меня переубедить.
РГ: Вы считаетесь блюзовым гитаристом. Вас самого такая репутация полностью устраивает?
Крис Ри: Нет, я все-таки - разный. И под одно определение не подхожу. Мне кажется, что сужать себя нормами какого-то определенного формата неинтересно и вредно для творческого человека. Хотя продюсеры порой настаивают именно на "форматности" - так выгоднее коммерчески. Но каждый гитарист сам решает: слушать ли ему подобные советы.
РГ: Похоже, что сами-то вы никого не слушаете?
Крис Ри: Ну почему же? Я обязательно прислушиваюсь к собственному сердцу и душе. А еще к мнению своих музыкантов. Мы вместе уже больше двадцати лет. И давно стали хорошими друзьями. Да и наши дети тоже. К сожалению, никто из моих так и не увлекся игрой на гитаре. Хотя гитары есть у меня дома, наверное, в каждой комнате...
Дочка еще в детстве подсела на компьютеры, даже участвовала в записи моего альбома 1998 года Blue Cafe. А сын выбрал карьеру продюсера и менеджера. Ездит со мной на гастроли, помогает.
РГ: Вы написали множество замечательных баллад. Есть ли у вас секрет, как надолго сохранить любовь и семейное счастье?
Крис Ри: Всегда сами мойте за собой дома посуду после еды!