Такая вот коллизия: в стапельном цехе "Севмаша" ждет решения своей судьбы недостроенный танкер-химовоз, четыре года назад заказанный норвежской фирмой, а в юридическом отделе той же верфи изучают решение арбитражного суда Стокгольма о взыскании 43,76 миллиона долларов в качестве неустойки в пользу компании Odfjell ASA.
Предыстория этого дела такова. Контракт на постройку восьми крупнотоннажных судов проекта Р-668 подписан между этой фирмой и "Севмашем" в 2004 году. Первый танкер заложили в декабре 2005-го, когда гендиректором верфи был Владимир Пастухов. Летом 2006-го, при закладке второго, подписали договор на строительство еще четырех подобных судов. А всего собирались построить серию из 12 химовозов в течение девяти лет.
Однако уже при строительстве первого судна специалистам стало понятно, что в обусловленные сроки заводу не уложиться. Но еще более существенное обстоятельство вскрылось позже, когда доллар стал стремительно падать, а цены на оборудование и комплектующие материалы пошли вверх. Фиксированная - на всю серию судов - стоимость контракта, на которой настояли норвежцы в самый первый момент, делала его заведомо убыточным и по этой причине неисполнимым в принципе.
Новое руководство "Севмаша", оценив кабальную ситуацию, в которой оказалось предприятие, предложило заказчику откорректировать соглашение. Но норвежцы отказались пойти на увеличение общей стоимости работ. И в феврале 2008 года Odfjell ASA решилась на разрыв договора. По этому поводу было много комментариев - заговорили даже о международном скандале, хотя никакой политики в этом конфликте интересов не было и нет.
Еще в середине 90-х годов "Севмаш", как и другие подобные предприятия, в связи с резким сокращением гособоронзаказа стал активно искать себя в гражданском судостроении. За это время построено, в том числе для иностранных заказчиков, более ста судов - от крупнотоннажных морских понтонов до портовых буксиров. Поначалу это были только корпуса, но постепенно приобретали опыт создания практически полностью оснащенных судов. Верфь заключила, например, контракт со шведской компанией на постройку восьми морских понтонов водоизмещением 9750 тонн, предназначенных для перевозки палубного груза, оффшорных сооружений и формирования плавучих причалов для их обслуживания.
Динамично и к обоюдной выгоде развиваются отношения северодвинских корабелов с норвежской компанией Moss Mosvold Platforms, по заказу которой "Севмаш" в предельно сжатые сроки построил две морские полупогружные платформы "Moss SC-50". Срок сдачи головной платформы по объективным причинам был несколько сдвинут, но норвежская сторона приняла все аргументы подрядчика. Более того, на торжественной церемонии сдачи "Moss SC-50" партнеры заверили друг друга в продолжении сотрудничества.
Что же касается танкеров-химовозов, то с ними все оказалось гораздо сложнее, чем виделось инициаторам соглашения четырехлетней давности. Экономисты "Севмаша" изначально насторожились, узнав о фиксированной цене на весь период строительства, но желание получить большой заказ, видимо, возобладало. Сейчас признаются, что "рассчитывали на гибкость заказчика", а норвежцы уперлись в букву контракта и не захотели ничего доплачивать.
Между тем строительство химовозов, ввиду их особой спецификации, таит в себе много подводных камней. А перевозкой химических продуктов в мире занимаются всего пять компаний. В составе российского флота судов такого класса никогда не было, соответственно, не было и опыта их создания. Поэтому при расчетах стоимости можно было опираться только на уже известную спецификацию продуктовоза, который используется для транспортировки нефти. И норвежцы этим умело воспользовались - оценили судно в 40 миллионов долларов при реальной цене около шестидесяти. А затем, как уже сказано, грянуло повышение цен на судовое оборудование...
Конфликт с российским заводом, как выясняется, не первый в практике работы норвежской компании Odfjell ASA, которая считается одним из крупнейших мировых судовладельцев и ведущей компанией на мировом рынке, которая занимается перевозкой химикатов и жидких нефтепродуктов. Ранее она заказывала суда в польском Щецине и на корейском "Samsung". Контракты заключались по той же схеме: устанавливалась стоимость ниже рыночной, а когда возникали проблемы, верфи достраивали суда с помощью госдотаций. Не исключено, что норвежцы рассчитывали на эту же схему и в России.
В свое время Odfjell ASA проиграла суд в США - компанию была уличена в международном сговоре (картели) и установлении таким образом фиксированных цен на договоры фрахтования танкеров-химовозов. Исполнительный директор фирмы Бьерн Сьястад и вице-президент Эрик Нильсен обвинялись судом Филадельфии в нарушении первого раздела закона Шермана, которое влечет за собой лишение свободы и крупный денежный штраф. В 2003 году его сумма составила 42,5 миллиона долларов.
По иронии судьбы почти такую же сумму теперь хотят взыскать с российской верфи. Решение Арбитражного института при Торгово-промышленной палате Стокгольма, только что поступившее на "Севмаш", прокомментировал начальник правового отдела верфи Дмитрий Бердников. Он сообщил, что документ получен юристами по электронной почте. Суд отказал норвежской компании в большей части исковых требований и лишь частично удовлетворил иск на сумму 43 миллиона 760 тысяч долларов. Три четверти судебных издержек должен будет заплатить ответчик, четверть - истец.
В сообщении пресс-службы Odfjell ASA говорится, что в руководстве фирмы "разочарованы суммой взыскания" - они желали наказать "Севмаш", как минимум, на 100 миллионов долларов. По их информации, начальная сумма контракта с российским подрядчиком составляла 500, а впоследствии была повышена до 544 миллионов долларов. Представители "Севмаша", в свою очередь, заявляют, что добросовестно исполняли обязанности по строительству судов. Но фактически навязанное заказчиком положение контракта о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства 12 танкеров вызвало недостаток финансовых средств. В итоге строительство головного танкера в высокой степени готовности было приостановлено, работы по другим корпусам заморожены. Все авансовые платежи норвежскому заказчику, по нашим сведениям, возвращены. А что касается упущенной выгоды, так в этой ситуации пострадали и заказчик, и подрядчик. Однако встречный иск, поданный российской верфью, в Арбитражном институте шведской столицы был отклонен.
Как заявили "РГ" в пресс-службе "Севмаша", юристы предприятия скрупулезно изучили текст судебного решения и подготовили предложения для ответных действий своего руководства. Практически нет сомнений, что в установленном порядке оно будет оспорено. А что касается судьбы застрявшего на стапеле танкера, на "Севмаше" не теряют надежды найти средства на его достройку. После чего он может быть выставлен для продажи по рыночной стоимости.