Производить больше продовольствия, чтобы накормить планету, и при этом ограничить выборы парниковых газов, чтобы не "перегреть" ее, - так министры сельского хозяйства 52 стран мира на встрече в Берлине договорились ответить на глобальное изменение климата.
Во время международной агропромышленной выставки "Зеленая неделя" (она в этом году проходила в 75-й раз) главы аграрных ведомств встретились, чтобы со своей точки зрения конкретизировать идеи, высказанные главами государств на недавней климатической конференции ООН в Копенгагене.
Аграрные министры заявили в итоговом документе, что новейшие ресурсосберегающие технологии должны быть доступные всем производителям сельскохозяйственной продукции, призвали использовать биомассу дважды - сначала в качестве кормов для животных, а потом - в качестве источника энергии, а также способствовать "накоплению запасов углерода в почве". За всеми этими куртуазными формулировками стоит одна простая забота: чем больше в мире сельскохозяйственных животных, тем больше навоза. Разлагаясь, он выделяет углекислый газ, который часть ученых склонна винить в потеплении климата. Если верить им, то, очевидно, производить больше пищи и не нарушать экологическое равновесия на земле - задача не из простых. Тем более что есть хочется три раза в день, а температура Земли повышается на десятые доли градуса за десятилетия.
Противоречивость ситуации стала особенно очевидной в ходе подиумной дискуссии, которую при большом скоплении экспертов провели несколько министров сельского хозяйства, в том числе и наша Елена Скрынник. Она напомнила своим коллегам, что за последние 17 лет выбросы парниковых газов в России сократились на треть. А, значит, к нашему сельскому хозяйству, которое, кстати, в прошлом году выросло на 0,5 процента, у мирового сообщества претензий быть не может.
Китайский министр сельского хозяйства довольно витиевато признал важность борьбы с выбросами парниковых газов, но при этом заявил, что вклад его страны в борьбу с голодом на планете в первую очередь состоит в том, что китайцы кормят сами себя уже на 50 процентов и стараются увеличить эту цифру. Тот же приоритет и у Буркина-Фасо - одного из беднейших государств мира. Дайте денег и технологии, и мы будем кормить себя сами - так, по сути, заявил сельскохозяйственный министр этого африканского государства.
Глава аграрного ведомства Украины Юрий Мельник, напротив, признал, что его страна может кормить не только себя, но и других. Однако для этого украинским аграриям тоже нужны инвестиции.
Ильза Айгнер и Герда Вербург, главы продовольственных министерств Германии и Нидерландов, призвали к скоординированной борьбе с парниковыми газами. Обе эти страны производят более чем достаточно продовольствия, обладают современными аграрными технологиями и деньгами. Однако Айгнер и Вербург не предложили своим коллегам ничего определенного. Показалось, что влиятельные европейцы не готовы пока к самоограничению и предпочитают давать в основном советы тем странам, у которых еды недостаточно. Что, конечно, ценно, но мало влияет на климат.
Впрочем, среди берлинцев нашлось несколько человек, готовых предложить миру радикальное решение проблемы сельскохозяйственных выбросов парниковых газов. Они нарядились в костюмы коров и против здания, в котором совещались министры сельского хозяйства, подняли плакат: "Мясо убивает животных, человека - климат". Но большая часть жителей германской столицы сделала иной выбор, осаждая павильоны выставочного комплекса "Берлин-мессе", где развернулась "Зеленая неделя". Посетители пробовали еду и напитки и недорого запасались провиантом, в том числе и мясом.
В российской экспозиции на "Зеленой неделе" в этом году доминировали сибирские регионы. А потому было много водки, кедровых орехов, икры и рыбы, вольно живущей в Оби и Лене. Впрочем, Ростов-на-Дону привез море постного масла, а Краснодар - Кубанский казачий хор.
Но главное, что российские регионы привезли в Берлин, - полторы сотни инвестиционных проектов. Привлечь к ним внимание был призван форум, посвященный аграрным стратегиям России и перспективам российско-германского сотрудничества в сфере АПК. На нем Елена Скрынник обозначила задачи, которые ее ведомство намерено решать в обозримой перспективе. Она заявила, что дальнейший рост производства невозможен без современных технологий, которые предстоит разрабатывать и внедрять в производство. Вторая задача - импортозамещение. Надо думать, услышав об этом, наши зарубежные поставщики продовольствия в восторг не пришли. Позднее Елена Скрынник сообщила журналистам, что Минсельхоз начинает работу над программой развития птицеводства. Она будет направлена, во-первых, на совершенствование племенного дела. Сейчас 15 процентов российского мяса птицы производится из импортного яйца, и это не позволяет говорить о продовольственной независимости. Во-вторых, в нашей стране предстоит наладить производство кормовых добавок, которые пока импортируют.
В-третьих, при квотировании импорта предполагается уйти от четкого закрепления долей за определенными странами. А это значит, что вместо запрещенного сейчас американского "хлорированного" мяса птицы на наш рынок проще будет завозить курятину, например из Европы.
Еще одна задача, названная Еленой Скрынник, - наращивание экспорта зерна. Министр подчеркнула, что Россия выступает за прямые, без посредников, контакты между странами-производителями и импортерами зерна. Четвертая задача - развитие аграрной инфраструктуры. То есть Минсельхоз намерен перейти от простого наращивания производства сельскохозяйственного сырья к адекватному развитию перерабатывающих мощностей, и готовит на этот счет специальную программу.
Кроме того, Минсельхоз намерен продолжать техническое перевооружение отрасли и, что стало маленькой сенсацией, развивать малый аграрный бизнес. Елена Скрынник заявила, что уже через год число фермерских хозяйств в нашей стране вырастет. Так же, как и объем производства их продукции.
В рамках деловой программы выставки Виктор Зубков провел переговоры с министром экономики Германии Карлом-Теодором цу Гуттенбергом. По словам нашего первого вице-премьера, в результате была создана рабочая группа, которая займется разработкой конкретных предложений по расширению двустороннего сотрудничества в трех сферах переработки - сельскохозяйственного сырья, рыбы и леса. Тем временем Елена Скрынник вместе с Ильзой Айгнер воссоздала российско-германский комитет по АПК, который будет координировать сотрудничество наших стран в аграрной сфере.
Очевидно, в российско-германских отношениях в сфере сельского хозяйства намечается серьезное "потепление климата", которое, в отличие от глобального, обеим странам определенно выгодно.