Сериал "Школа" снимается в московской школе N 945. Как стало известно, Татьяна Рыбина, директор школы, после первых же серий заявила, что ученики против того, чтобы продолжались съемки.
Зябликово - типичный спальный район Москвы. Школа N 945 - в кольце панельных домов. Два часа дня. Во дворах оживленно - только что закончились уроки.
На лавочке возле одного из подъездов слышу оживленный разговор:
- Во сколько начинается? В шесть и в одиннадцать?
Илья учится в 11-м классе той самой 945-й школы. Он рассказал, что съемки идут с начала учебного года, в том числе и в учебное время. Школьники к съемочной группе привыкли, и фраза "Внимание, мотор!" стала для них привычной. Антураж кабинетов режиссер не меняет - сериал снимают в точности в той же обстановке, где занимаются дети. Илья не пропускает ни одной серии и считает, что фильм в целом неплохой, но к реальности отношение имеет небольшое. Процентов так на 40:
-Все подумали, что речь идет о нашей школе. Это не так, мы даже в массовке участия не принимаем, везде играют актеры. Был, правда, один парень, Егор Стабровский, который снимался в эпизодах, но когда он увидел первые серии, от участия отказался. Разве может быть весь класс такими негодяями? Пиво у нас, конечно, пьют, но далеко не все, в школе вообще не курят, беременных нет, и прозвищ у учителей тоже нет. Одну только учительницу, Наталью Александровну, между собой зовем ЭнСи.
Его друг Нарек учится в соседней 871-й школе в десятом классе и очень жалеет, что сериал снимают не у них:
- Весь микрорайон им завидует. Все теперь говорят про 945-ю школу, обсуждают сериал.
Шум и споры только подогревают любопытство.
Буквально в десяти метрах от школы библиотека с громким названием "Духовное наследие". Съемочная группа побывала и там - снимала два эпизода. Один уже прошел в первых сериях - посетительница приходит в редакцию и приносит статью о том, что ученики довели учителя до инсульта. "Редакция" - компьютерный зал библиотеки. Ее директор Данута Хованова рассказывает, что во время съемки поинтересовалась, о чем лента. Ей ответили: "Нормальный фильм будет!" Директор посмотрела только одну серию и решила, что больше тратить время на это не стоит. Больше всего Дануту Иосифовну потрясла речь подростков: "У меня внук учится в 10-м классе, и никогда ничего похожего я от него не слышала!" И все же она предполагает: "Может, к концу сериала у ребят будет духовное исцеление?"
Гардеробщица библиотеки Валентина Ивановна - эффектная женщина, снялась во втором эпизоде. Его еще не показывали. "И хорошо! - Валентина Ивановна видеть себя по телевизору категорически не желает. - Плохой фильм!"
Директор 945-й школы Татьяна Рыбина от официальных комментариев отказывается и журналистов старается избегать - замучили вопросами. Ее можно понять - все формальности соблюдены, разрешение на съемку телегруппой получено, а о замыслах режиссера ее никто не обязан информировать. Вместо текущих дел директору школы теперь приходится объяснять прессе, что "хотелось бы побольше позитива". Но вот этого от Валерии Гай Германики вряд ли можно дождаться. Во всяком случае судя по предыдущей ленте "Все умрут, а я останусь".
Несмотря на то что прошла информация о прекращении съемок, в департаменте образования правительства Москвы пояснили, что никаких запретов нет и не будет. Впрочем, как подчеркнул официальный представитель департамента Александр Гаврилов, если только сама школа не примет такого решения.
А вот мою давнюю приятельницу, школьную учительницу из провинциального города, пьющие и курящие подростки на экране телевизора ничуть не испугали: "Посмотрели бы они на наш 9-й "А" - упали бы! Или на 8-й "Б". Там в прошлом году ученица родила".
Показатели здоровья детей до 14 лет:
число прерываний беременности - 828;
число родов - 204;
число детей с синдромом зависимости от алкоголя
(хрон. алкоголизм) - 96;
число употребляющих алкоголь с вредными последствиями - 10 859.
По данным Росстата за 2008 год.
В такую "Школу" ходят наши дети?
Алексей Венедиктов, журналист:
- Не будем забывать, что бурно обсуждаемый сегодня сериал "Школа" - это все-таки художественное произведение, а не документальное кино. И тем более не правительственное постановление на школьную тему. Нет, это художественный фильм, рассказывающий о тех проблемах, которые - в том числе - есть в современной школе. Тем людям, которые говорят: "У нас не такая школа!", можно ответить: "У нас все не такое".
Естественно, картина школьной жизни, представленная фильмом, - часть правды. Но это необходимая часть правды. И именно та ее часть, которая до сих пор - и в художественной литературе, и в кинематографе, и в общественном обсуждении - замалчивалась. Именно поэтому она вызвала такой всплеск интереса и у родителей, и у учителей, и у детей. Они увидели зеркало. Именно поэтому этот сериал нужно показывать и о нем нужно разговаривать. Но не о сериале как таковом, а о тех проблемах, которые он поднимает.
Потому что утверждения, что проблем, подобных поднятым в сериале, в школе нет, - ложь. Или ошибка. Оппоненты говорят, что наши дети в школе не курят, а по данным официальной статистики, 27 процентов мальчишек-подростков и 24 процента девушек курят. Сериал показывает правду, от этого никуда не деться. В Воронежской области, например, каждый седьмой ребенок рожден несовершеннолетней мамой. В Москве каждая десятая беременность - беременность несовершеннолетней. Все эти проблемы есть, и нужно только спасибо сказать сериалу, который поднял такую волну общественного обсуждения. Тем более что - я лично так считаю - он еще очень талантливо снят и вполне талантливо сыгран. Это настоящее художественное произведение.
А испугались в основном те люди, которые себя увидели в этом зеркале. Ну и то, в каком состоянии находится дело, которым они руководят.
Почему возникают волны таких осудительных реакций с требованием запретить показ, а то и съемку фильмов о школе? Все очень просто. У всех есть дети, и мы не знаем, какие они.
И когда мы видим вот таких детей, как в сериале "Школа", мы и на своих детей начинаем с ужасом смотреть. Как это понять?! И мой ребенок такой же?! Я, например, когда посмотрел первые три серии, повнимательнее стал приглядываться к своему ребенку и к тому, что происходит у него в школе. Некоторыми вопросами я до сериала и не задавался. Ну школа и школа. Хорошая? Да, вполне. А сейчас понимаю, что надо пойти посмотреть еще и еще раз его отношения с классом, например. Так что для меня лично это очень полезный сериал. И я думаю о своем ребенке в первую очередь.
А те, кто себя узнает в этом зеркале, ужасаются, потому что боятся правды. Это нормально. Это банально. И это больно.
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве:
- То, что показано в телефильме "Школа", в российской школе, безусловно, есть. Другой вопрос, в какой степени это маргинально или случается повсеместно, массово. У меня нет сомнений в теме: режиссер Гай Германика подобные вещи делала в кино, в театре. Делала талантливо. Смущают меня две вещи: многомиллионная аудитория телевидения и особенности подросткового восприятия. Если это показывают по телевизору, значит, это "круто"! Как учитель могу сказать, что дети понимают все слишком буквально. Они воспринимают подобное кино как сигнал к подражанию. Если бы это был просто художественный фильм - у меня бы вопросов к нему не было. Не могу себе представить, чтобы такая работа была показана в США или Европе по телевидению. В кинотеатре - да. Пару лет назад вышел фильм режиссера Канте с похожим названием "Класс". Он стал лауреатом Каннского кинофестиваля, и художественные приемы там применены похожие: актеры-непрофессионалы и импровизация. Но в отличие от "Школы" режиссер все-таки ищет выход из жесткой ситуации. И еще. Это фильм для узкой аудитории. Никогда бы его не пустили по центральному каналу. Если там идет молодежный сериал, то это все розовый сироп, милые истории из жизни милых старшеклассников.
Из места решения проблем школа сама превратилась в большую проблему, с этим не поспоришь. Учитель в глазах общества лузер: неуспешный, ничего в жизни не достигший. Я, конечно, могу назвать несколько блестящих имен своих коллег, но это единицы. И это не меняет общего отношения к учительству в стране.
Обнадеживает единственное: подобные фильмы и бурная дискуссия вокруг них - это свидетельство того, что такое закрытое учреждение как школа получила новую по качеству степень открытости. Это обществом всегда воспринимается болезненно. Уже все забыли, что и вокруг хрестоматийного "Доживем до понедельника" были большие споры. Романтический "А если это любовь?" вызвал скандал. Не говорю про "Чучело" Ролана Быкова. И "Большая перемена", вызвавшая всплеск протеста учителей, - это такая романтика, по сравнению с тем, что реально происходило в школах рабочей молодежи (знаю, о чем говорю, потому что моя мама работала в "вечерней" школе). Но вопросы здесь не только к учителям и директорам, которые не любят выносить сор из избы, но и ко всему обществу. Хочу напомнить, что по закону у нас общественно-государственное управление школой. У родителей и местного сообщества очень широкие возможности внедряться в школьную жизнь. Если этого не происходит, то вопрос не к "ужасной" школе, а к современным родителям, которые привыкли воспринимать классы как камеру хранения: сдал чадо в первом - в 11-м получил.
Главное, чтобы подготовили к поступлению в вуз. Но дело в том, что представление о школьных годах как подготовке к жизни очень условно. Школа - это сама жизнь.
Подготовили Елена Новоселова и Елена Яковлева