Президент Дмитрий Медведев, как и обещал ранее, собрал в Кремле заседание Госсовета, посвященное развитию политической системы России.
Впервые за многие годы в стенах Кремля прошла открытая межпартийная дискуссия, в которой приняли участие не только привычные по парламентским диспутам руководители партий, но и те партии, что в Думу не попали. Фактически страна впервые увидела своеобразные партийные дебаты.
Однако это был тот редкий случай, когда партии не спорили между собой в борьбе за избирателя, а дискутировали о политической системе.
"Я готов повторить в начале своего выступления то, о чем говорил неоднократно: наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает", - заявил Дмитрий Медведев, задавая тон дальнейшему обсуждению.
Глава государства еще раз напомнил о своем отношении к результатам осенних региональных выборов. "В целом итоги региональных выборов отражают реальное соотношение политических сил в стране и общественных настроений - это непреложный факт, - заявил Медведев. - Несмотря на то что было много различных выступлений, но в судах оспорены итоги выборов на участках, совокупный вес которых измеряется долями процентов голосов избирателей. В целом можно сказать, что заявления о массовых злоупотреблениях оказались, таким образом, все-таки неподтвержденными".
- И в будущем я бы предложил воздержаться от огульных обвинений в адрес избирательной системы: не в адрес нарушений, естественно - они должны пресекаться и наказываться, - а в адрес самой избирательной системы, потому что это тоже разновидность правового нигилизма, - призвал президент. - Если есть факты, надо обращаться в суды; нет фактов - обвинения ни на чем не основаны. Но суд является единственной инстанцией, которая ставит точку по этим вопросам.
Вообще последние годы вектор развития политической системы был направлен в первую очередь на партии. Они, напомнил Медведев, получили финансирование из бюджета, они теперь выдвигают кандидатов в главы субъектов.
В Госдуму партии избираются только по партийным спискам, на региональном уровне эта же схема действует как минимум наполовину.
Результатом этой работы стало заметное увеличение количества партийных фракций в региональных парламентах. Да, самих партий стало меньше, признал глава государства, но те, что действуют, заметно повысили свой вес.
Дав партиям особые права, государство и общество теперь хотят получить от них отдачу. "России нужна всесторонняя модернизация, - заявил Дмитрий Медведев. - Нам нужна экономика, основанная на интеллектуальных достижениях, то есть так называемая умная экономика, - но умная экономика может быть создана только умными людьми". По этой причине российское общество усложняется, становясь неоднородным и многомерным.
- Таким обществом не нужно пытаться командовать - с ним нужно сотрудничать, - указал глава государства. - Политика должна становиться более умной, более гибкой, более современной.
На практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами, когда усложняющимися социальными процессами пытаются управлять при помощи примитивного, тупого администрирования.
Этот тезис прежде всего прозвучал в адрес руководителей регионов, которые обязаны взаимодействовать со всеми без исключения партиями. "Даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей, но эти полпроцента избирателей - это наши граждане, и их мнение должно быть услышано властями", - подчеркнул президент. Отсюда появилось предложение о том, чтобы непарламентские партии имели возможность высказываться в местных парламентах.
Спускаясь ниже по политической системе, глава государства нашел изъяны и на уровне местного самоуправления, где из 246 тысяч депутатов муниципальных образований половина - это "единороссы". А вот коммунистов - всего два процента, представителей "Справедливой России" - один процент, либерал-демократов - менее процента. Политическая конкуренция напрочь отсутствует.
Завершая вступление, Дмитрий Медведев напомнил, что политические дискуссии в стране могут быть сколь угодно острыми, но базовые ценности - процветание России, социальная стабильность, мирная жизнь, целостность государства, свобода и справедливость - у всех одни. "Все мы разные люди, живем в разных регионах, имеем разные мнения, и партии у нас есть разные, но страна у нас одна, и давайте об этом помнить", - указал он, передавая слово лидерам оппозиции.
Руководство оппозиции сразу стало напирать на полное отсутствие политической конкуренции в стране, спровоцированное тяжелым административным ресурсом. "Административный ресурс должен быть приведен в рамки конституционной законности и перенацелен с поддержки одной доминирующей партии на поддержку всей политической системы", - напирал лидер "Справедливой России" Сергей Миронов.
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов жаловался, что его последователей постоянно преследуют в судах даже за безобидные высказывания. На муниципальном уровне тоже, по его мнению, против оппозиции творят беспредел.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, вышедший к трибуне без записей, потому что, по его убеждениям, демократия должна быть в душе и крови у каждого, рассказал едва ли не об интимных подробностях политической системы. "Мы не можем идти в суд. Мы идем с копиями протокола, которые наши наблюдатели вырывают из рук, - жаловался он. - Одна девушка в бюстгальтере пронесла. А иначе не выпускают! Милиция стоит и не выпускает".
После парламентской оппозиции слово взял председатель Высшего совета ЕР Борис Грызлов. Он, памятуя о демарше оппозиции в Госдуме осенью, обвинил ее в заранее спланированной акции и быстро переключился на разного рода предложения для укрепления политической системы.
Прежде всего надо выделить мысли Грызлова о федеративном устройстве России, где главным принципом в ближайшие десять лет должна стать самодостаточность субъектов.
После к микрофону еще приглашали представителей непарламентских партий, несколько губернаторов, членов Совета Федерации, которые каждый со своей колокольни вносили, по их мнению, разумное зерно в современную политическую систему страны.
"Яблочник" Сергей Митрохин главной проблемой политсистемы считает монополизм чиновников и одной партии. Он настаивает на том, чтобы из политики сразу или постепенно было удалено любое административное давление. Начать предложил со СМИ, где до сих пор зачастую - особенно в государственных СМИ - существует цензура.
Митрохин также предложил убрать из выборов практику "паровозов", когда известные люди, которые не собираются занимать депутатские места, возглавляют партийные списки. Кроме того, снизить минимальный порог численности партий и понизить избирательный барьер ниже 5 процентов.
Примерно в том же ключе выступил и сопредседатель "Правого дела" Георгий Бовт. Он выступил за то, чтобы уже в этом году избирательный барьер установить на уровне 5 процентов, отменить сбор подписей для всех без исключения партий, учитывая, что их и так осталось всего ничего.
Владимир Путин ответил на выпады оппозиции о монополизации власти: "Если бы так было, то в условиях кризиса мы действовали бы совсем иначе. Мы заморозили бы пенсии и зарплаты, мы снизили бы налоги. Такова логика рыночной экономики. Мы поступили как раз наоборот".
Вообще ни одна мировая политическая система не лишена системных проблем и серьезных недостатков, подчеркнул лидер ЕР. "Нет такой политической системы и не было никогда, - заявил он. - Мы всегда в России исходили из того, что нам нужна устойчивая политическая система. Но такая, которая гарантировала бы нам суверенитет".
- Мир меняется, и не меняться вместе с ним неправильно, - сказал Владимир Путин, однако о векторе изменений не сказал, обозначив лишь, каких изменений он бы не хотел видеть. - Правильно - меняться. Только делать это своевременно. И ни в коем случае нельзя допустить украинизации политической жизни России, но и не скатываться в сторону деспотизма, а такое на постсоветском пространстве, к сожалению, тоже есть.
К тому же, по мнению главы правительства, любой эффективной политической системе должна быть присуща здоровая степень консерватизма. "Политическая система не должна дрожать, как жидкий студень при малейшем к нему прикосновении", - констатировал Путин.
После этого Дмитрий Медведев сделал несколько общих стратегических замечаний.
Во-первых, возвращение к политической системе СССР, о котором говорили некоторые выступавшие, в нынешних условиях невозможно. "Этого никто не хочет и никто не примет - ни граждане России, ни сидящие здесь начальники, - уверен президент. - Нам это не нужно. Мы свою дорогу выбрали и по ней пойдем".
Во-вторых, никогда не следует обольщаться по поводу стабильности условий, в которых приходится работать, но их надо ценить и сохранять. "Не существует абсолютно стерильных, принципиально готовых к любому раскладу политических систем, - подчеркнул глава государства. - Любая политическая система действительно развивается, и я уверен, что мы находимся на правильном пути".
- В обозримой политической перспективе мы будем иметь современную политическую систему, за которую нам стыдно не будет, но которую мы все равно будем критиковать, - обозначил логический итог этого пути Дмитрий Медведев.