Каждая лекарственная упаковка должна быть промаркирована, чтобы снизить риск фальсификации. А в аптеках должны появиться считывающие приборы, с помощью которых покупатели сами смогут проверить подлинность приобретаемых лекарств.
Соответствующие поправки будут внесены в законопроект "Об обороте лекарственных средств", над которым сегодня работают депутаты. Об этом сообщила глава координационного совета "единороссов" по вопросам инновационного развития медицинской и фармпромышленности Татьяна Яковлева.
По ее словам, присутствие фальсификата и контрафакта на российском лекарственном рынке очень велико - примерно каждая десятая таблетка. Причем нередко подделываются лекарства, от которых напрямую зависит не только здоровье, но и жизнь больных, в частности инсулин. В Росздравнадзоре, впрочем, приводят более спокойные данные - количество проверок на качество и подлинность препаратов за последние годы возросло многократно, но роста числа выявленных нарушений при этом нет, значит, доля фальсификата на рынке все же сокращается. При этом глава федеральной службы Николай Юргель не раз подчеркивал, что проблема качества и безопасности медикаментов и медтехники по-прежнему остается ключевой - в силу огромной социальной значимости.
Такой подход сохранен и в обсуждаемом в последнее время новом законе, который будет регулировать производство и продажу лекарств. Одно из предложений, высказанных депутатами, - введение спецмаркировки лекарств.
Действие такой "марки" участникам первого заседания координационного совета по развитию медицинской и фармпромышленности было продемонстрировано на одном из подмосковных фармацевтических предприятий. Крупнейшая французская фармкомпания, размещая один из дочерних заводов в России, перенесла на новое производство свои очень жесткие требования к соблюдению качества и контролю за продукцией как в процессе производства, так и при продвижении на рынок.
Особая "марка" (похожая на мини-штрихкод) наносится на каждый блистер с таблетками и каждую упаковку. Специальный сканер легко "считывает" заложенную в маркировку информацию - дату и серию производства, срок годности, действующее вещество, его концентрацию и т.д. Информация сличается с имеющейся в банке данных - и делается вывод о том, соответствует проверяемый образец оригиналу или является поддельным.
Возможно, что скоро подобная схема защиты от фальсификата станет обязательной на российском рынке. Как сообщила Татьяна Яковлева, соответствующие поправки готовятся в законопроект "Об обороте лекарственных средств". В среде фармпроизводителей, впрочем, подобные предложения не находят единодушной поддержки. Дополнительная защита для дорогостоящих препаратов действительно нужна и важна. Стоимость нанесения спецмаркировки - один-два евроцента, на конечной цене препаратов, продающихся по несколько десятков евро за упаковку, это почти не отразится. Однако "массовые" и недорогие лекарства можно - и нужно - защищать менее дорогими способами - в противном случае стоимость спецмаркировки начинает серьезно влиять на конечную цену препарата.
Депутат Яковлева возражает: "Такой способ защиты очевидно выгоден для потребителей. Ведь если сканер, распознающий маркировку, будет установлен в каждой аптеке, люди сами смогут проверить подлинность покупаемых препаратов. При этом в спецмаркировке заинтересованы и добросовестные производители, которые желают, чтобы рынок был очищен от "левака". По мнению депутата, расходы на спецмаркировку фармкомпании окупят с лихвой за счет уменьшения убытков из-за присутствия на рынке поддельных аналогов своей продукции.
В свою очередь глава Росздравнадзора Николай Юргель сообщил, что федеральная служба продолжает разворачивать в стране сеть современных лабораторий по контролю за качеством лекарственной продукции и сырья для изготовления лекарств.