Чиновники Пермского края ознакомились с "Актом по результатам комплексной проверки системы здравоохранения Пермского края", который составили коллеги из федерального министерства. По его итогам глава региона дал рекомендации минздраву региональному - как исправить обнаруженные недостатки и улучшить работу медицинских учреждений.
Комиссия федерального минздрава посетила Пермский край после пожара в ночном клубе "Хромая лошадь", произошедшего 5 декабря 2009 года. Премьер-министр РФ Владимир Путин, посетивший Пермь вместе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой через день после трагедии, дал нелицеприятную оценку состоянию пермской медицины и заявил, что в больницах краевого центра в нужный момент не оказалось даже самых необходимых медикаментов.
Ревизоры федерального министерства, проверив больницы Перми, пришли к выводу, что, несмотря на огромное число машин скорой помощи, вывозивших пострадавших с места пожара, - всего работали 55 экипажей, действия скорой, Центра медицины катастроф и больниц не были скоординированы. Поэтому, доставив больного в одну больницу и обнаружив там уже занятые койки, нередко врачи срочно отвозили пациентов в другое учреждение. В результате около десяти больных госпитализировали с опозданием в несколько часов, и это осложнило дальнейшее их лечение. Сейчас губернатор распорядился разработать и утвердить схему медицинской эвакуации пострадавших при различных ЧП.
Кроме того, в некоторых машинах скорой помощи, что оказывали помощь пострадавшим, не оказалось аппаратов искусственной вентиляции легких и кислородных баллонов, и больным пришлось обеспечивать дыхание вручную. Также специалистов минздрава удивило техническое состояние аппаратов искусственной вентиляции легких в стационарах - они оказались сильно изношенными. В больницах не было препарата сурфактанта, необходимого для интенсивной терапии больным с ожогами легких. Он, как смазка выстилает поверхность альвеолы, обращенной в легких к воздуху. И вообще, больницы, вместо того, чтоб закупать качественные современные лекарства, вынуждены были приобретать более дешевые ради экономии.
Специализированного ожогового центра в Перми нет - большинство больных доставляли в ожоговое отделение горбольницы № 21. Оно находится в старом здании, которое давно не ремонтировалось. Убогий инвентарь, мебель, отваливающаяся от стен плитка и паутина на потолке - такую картину застали проверяющие. Только сейчас власти Перми заговорили о необходимости строительства в городе специализированного ожогового центра, а губернатор в своих рекомендациях минздраву распорядился придать ожоговому отделению статус "краевого, оказывающего специализированную медицинскую помощь". А тем временем число ожоговых коек в 21 горбольнице за последние два года сократилось в полтора раза - до 40. Поэтому в ожоговые центры и лечебные учреждения Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска по решению Татьяны Голиковой было доставлено в первые дни после пожара в "Лошади" 98 пострадавших.
Московская проверка коснулась не только действий медиков в ночь трагедии, но и состояния пермской медицины в целом. Критике подвергся проект фондодержания, из-за которого финансирование всех медицинских учреждений идет сейчас через поликлиники. И они решают, отправлять ли пациента в стационар, или лечить самим. Но в погоне за рублем нередко врачи "залечивали" амбулаторных больных, которым давно пора на стационарную койку. Как результат, увеличилось число осложнений. В целом же финансирование медицины Пермского края по территориальной программе государственных гарантий сократилось в 2009 году на 153,5 миллионов рублей. Особенно удручающим выглядит положение сельской медицины.
Полный доклад министерства здравоохранения РФ, поступивший в регион и прочитанный губернатором Олегом Чиркуновым, до сих пор не опубликован. На нем гриф - "Для служебного пользования". Но по рекомендациям, которые адресованы региональному министерству здравоохранения, можно понять, что список претензий весьма внушительный. К примеру, "привести уставы лечебно-профилактических учреждений края в соответствие с действующим законодательством, привести количество машин скорой помощи в крае в соответствие с расчетными нормативами (сейчас для полной укомплектованности Перми не хватает 11 машин, и уже дано поручение их закупить), пересмотреть оснащение лечебных учреждений медицинской техникой и оборудованием, обеспечить лицензирование больниц, повысить расходы в структуре затрат на медикаменты, перевязочные материалы и продукты питания".
Глава региона поручил региональному министерству здравоохранения до первого марта 2010 года разработать, утвердить и представить в минздравсоцразвития РФ план по устранению недостатков.
- Думаю, что сейчас самое важное, удержать себя от позиции защиты, перейти в позицию ответственности. Важно взять на себя эту ответственность, не надо перекладывать ее на кого-то другого, - посоветовал Олег Чиркунов министру здравоохранения Пермского края Дмитрию Тришкину. - Я прошу Вас относиться к результатам проверки, как к аудиту, как желанию и стремлению помочь, подсказать, где мы ошиблись и где должны изменить систему. Есть два блока вопросов, которые присутствуют в акте и которые мы должны постоянно держать на контроле. Мы должны понимать, как сработала система в чрезвычайной ситуации, нужно разобраться с каждым конкретным случаем. Второй блок вопросов, он не менее важен - состояние системы здравоохранения в целом. Надо признать, что мы в ближайшее время столкнемся с проблемами лицензирования. В течение месяца мы должны сами себе дать ответы на все вопросы, которые у нас есть. И эта наша позиция должна стать публичной.