Жители городов Свердловской области получили счета на оплату услуг ЖКХ и вздрогнули: указанные в них суммы в два-три раза превышают прошлогодние.
- Вот я получила счет за декабрь на десять тысяч рублей. Да у нас в городе у многих зарплата меньше, чем коммунальщики выставили за квартиру, - возмущается Ольга Иванова, жительница Бисерти.
В этом небольшом городке взбунтовались все, кто живет в микрорайоне, застроенном многоэтажными домами. Средняя сумма в квитанциях - около десяти тысяч рублей. Раньше платили в три раза меньше. Возмущенные жильцы обратились в управляющую компанию, которая отвечает за коммунальные услуги во всем поселке. Там объяснили: пятизначные цифры в квитанциях - результат перерасчета. Девять месяцев никто не платил за свет в подъездах, сейчас счет разделили на всех. Но с оценкой масштабов утекшего электричества жильцы не согласны. После митинга они дружно отправились в прокуратуру, и надзорный орган поддержал протест горожан.
Недовольство уральцев разделяет и областное управление Роспотребнадзора. Оно выступило с официальным обращением ко всем жителям области: не оплачивать огромные коммунальные счета до особого разбирательства. Представители управляющей компании должны объяснить потребителю происхождение каждой копейки в счете. На сайте Роспотребнадзора разместили образец специального запроса в ЖКХ. Там же выложен и образец иска в суд.
По данным Роспотребнадзора, в прошлом году более 90 процентов компаний Среднего Урала, оказывающих услуги ЖКХ, работали с серьезными нарушениями. Примерно треть незаконных действий связана с начислением платы на услуги. Руководитель екатеринбургского центра защиты потребителей Андрей Артемьев также считает, что горожанам не следует спешить оплачивать полученные счета: "Любой долг должен быть доказан. Управляющая компания должна предоставить людям обоснованные расчеты, с которыми они вправе либо согласиться, либо нет. При отрицательном ответе следующим "номером программы" становится обращение в суд".
Волна по опротестовыванию счетов, выставляемых коммунальщиками, начала подниматься к декабрю. Когда управляющие компании, не получившие финансовой поддержки из муниципального бюджета, решили все накопившиеся долги за протечки на теплоцентралях и водопроводе, за освещение подъездов и придомовой территории повесить на жильцов. Наиболее честные вывесили объявления о предстоящей расплате, но большинство предпочло просто поставить жильцов перед кругленьким счетом.
Только в Екатеринбурге прошло пять судебных процессов, где рассматривались иски горожан о признании действий по начислению платежей незаконными. Во всех случаях жильцы выиграли дело. Суд признал управляющие компании виновными в сокрытии от потребителей полной и достоверной информации об услуге и потребовал исправить выявленные недостатки.
Между тем правоохранительные органы не остановились на делах, связанных с защитой прав граждан, сотрудники милиции заинтересовались и экономической деятельностью коммунальных компаний. В итоге в Екатеринбурге уже возбуждено несколько уголовных дел.
В частности, стало известно, что уголовное дело по статье "Присвоение или растрата" возбуждено в отношении генерального директора управляющей компании "Темп" Эдуарда Сероштана, который похитил более миллиона рублей, предназначенных для ремонта домов. И значительную часть растраченных денег он собрал с жителей опекаемых многоэтажек.
Дотаций больше нет
Николай Подкопай, председатель региональной энергетической комиссии Свердловской области:
- С этого года муниципалитеты не будут получать дотации из областного бюджета на покрытие дополнительных расходов в сфере ЖКХ. До сих пор главы городов, где возникали проблемы с увеличением тарифов или покрытием долгов, которые не оплачивались населением, обращались за помощью из областного бюджета. Естественно, деньги на сдерживание тарифов в казне находили и передавали в итоге компаниям ЖКХ, чтобы люди не замерзали, чтобы не было резкого скачка стоимости коммунальных услуг. Но сейчас субсидирование закончено. Это связано с тем, что Свердловская область участвует в федеральной программе по развитию ЖКХ, которая предусматривает самоокупаемость муниципалитетов. Иначе регион рискует остаться без многомиллиардной помощи федерального бюджета на модернизацию этой сферы. И отныне руководители территорий, а следом и местные компании ЖКХ должны сами находить выход из ситуации с накопившимися долгами.
Между тем
В "РГ" опубликовано постановление правительства РФ "Об утверждении стандартов раскрытия информации..." в сфере ЖКХ ("РГ" от 27 января 2010 г.). Документом предусматривается обязательное обнародование сведений о качестве поставляемых потребителям услуг и их стоимости. Установлен перечень раскрываемой информации, которая отражает основные показатели финансовой деятельности предприятия ЖКХ. Эта информация должна распространяться через печатные СМИ, официальные интернет-сайты. Потребители могут письменно запрашивать ее.
Постановление размещено на сайте газеты - www.rg.ru/2010/01/27/teplo-dok.html
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области
Телефон (343) 374-13-79.
Факс (343) 374-01-91.
Как составить требование к управляющей организации о предоставлении вам информации
1. Указать ФИО, место проживания, управляющую компанию.
2. Указать дату, когда компания выставила квитанцию, по графам которой вы хотите получить разъяснения, и выставленные в ней размеры платежей:
за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета;
за отопление (общедомовое потребление);
за водоотведение (общедомовое потребление);
за холодное и горячее водоснабжение (общедомовое потребление).
3. Указать правовые основания запроса: пп. р п. 49 правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 г.
4. Возможные требования:
разъяснить порядок начисления выставленных сумм (с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы);
разъяснить, что включается в понятие "Общедомовой учет" (корректировка платы и т. п.);
предоставить следующую информацию:
- об объемах общедомового потребления, на основании которого выставлена плата;
- о наличии в доме коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, отопления, холодного и горячего водоснабжения;
- об опломбировке коллективных (общедомовых) приборов учета, их поверке, о наличии паспорта, позволяющего определить, какой прибор имеет режим (однотарифный или двухтарифный);
- о том, каким образом снимаются показания общедомовых приборов учета, с какой периодичностью;
- о том, принимает ли участие ресурсоснабжающая организация в снятии показаний общедомовых приборов учета;
- о том, подключены ли нежилые помещения (если таковые имеются в доме или на территории дома) к общедомовому прибору учета;
в случае наличия в доме общедомовых приборов учета потребовать предоставить для ознакомления журнал учета показаний.
5. Известить компанию о ваших возможных действиях:
обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области с целью привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей;
обратиться в суд с иском, где помимо заявленных требований будут затребованы взыскания с организации убытков; компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей"); выплаты неустойки за просрочку исполнения требований потребителя (ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей").
6. Известить компанию о способе и сроке получения ответа на требование.
Уведомить письменно (в течение 3 дней с момента получения заявления).
7. К требованию прикладывается копия квитанции за расчетный период.
8. Порядок вручения требования: один экземпляр заявления под роспись вручается уполномоченному лицу в организацию, с указанием фамилии, должности, даты вручения, штампа.
В случае отказа от принятия заявления в организации необходимо направить заказным письмом с уведомлением.
Бланки требований - на сайте Управления Роспотребнадзора по Свердловской области