На этой неделе Ростехрегулированием может быть принят новый ГОСТ, который запретит называть "Ессентуками", "Нарзаном" и другими раскрученными брендами воду, добытую не из одноименных месторождений. Большинство производителей с таким поворотом дела не согласны, поскольку до 70 процентов тех же "Ессентуков" разливаются из совершенно других источников.
На территории России работает несколько десятков более-менее крупных производителей бутилированной, в том числе и минеральной воды, плюс многочисленные региональные фирмы. Сегодняшнюю ситуацию на этом рынке эксперты оценивают как относительно стабильную. Те производители, которые ставили под угрозу здоровье людей, в основном уже ушли с рынка. Так называемый фальсификат занимает на прилавках не больше 10 процентов. Но и этой капли может быть достаточно, чтобы испортить целое море.
Ровно год назад в первом чтении Госдумой был принят технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки". По сути, новый техрегламент должен объединить в себе все актуальные на данный момент государственные стандарты, обеспечивающие безопасность минеральных и столовых вод для потребителя.
Многие, в том числе известные производители, не отрицают, что очищают, а потом искусственно обогащают микроэлементами обычную водопроводную воду. Действующие сейчас в России СанПиНы, устанавливающие требования к безопасности бутилированной воды, вполне допускают использование этой жидкости из систем муниципального водоснабжения. Факт не слишком приятный, но, с другой стороны, больших требований, за исключением безопасности, к такой воде мы не предъявляем - было бы чем жажду утолить. С минералкой, которую пьют главным образом для достижения лечебного эффекта, не все так прозрачно. Проект нового ГОСТа для минеральных питьевых вод предлагает не причислять к природным минеральным водам смеси подземных вод из разных водоносных горизонтов с разными условиями формирования и искусственно подготовленные воды. Но если с этим требованием производители еще могут согласиться, то гораздо больше споров вызывает намерение запретить выпускать воду под брендами определенных регионов и скважин, добытых на других месторождениях. ГОСТ говорит, что наименование минеральной воды может соответствовать современному или историческому названию места ее происхождения, может носить имя месторождения или его источников либо должно быть придуманным.
По данным Евразийского альянса бутилированных вод, только 30 процентов тех же "Ессентуков", продаваемых в магазинах, разливается непосредственно из одноименных скважин. Остальные 70 процентов воды добывается из соседнего Нагутского месторождения. "Большого обмана потребителей здесь нет, - говорит президент Евразийского альянса бутилированных вод Вадим Алтаев. - Воды близки по химическому составу, а значит, и по своим лечебным свойствам". Кстати, аналогично используются бренды "Нарзан", "Новотерская" и "Славяновская". При этом на сегодняшний день в реестре Роспотребнадзора значится несколько десятков лицензированных производителей, выпускающих "Ессентуки". Практически все они пользуются Нагутским месторождением.
Понятно, что нам как потребителям не особенно важны все эти тонкости. Важно лишь, соответствует продукция стандартам качества или нет. Однако единых подходов к качеству бутилированной воды как не было, так и нет. В Комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству, ответственном за техрегламент по минеральным и столовым водам, сообщили, что документ готовится ко второму чтению. Но при этом никому не известно, когда оно может состояться. А с учетом недавнего заявления премьер-министра относительно будущего вообще всех техрегламентов возникает большое сомнение, что единый регламент на минеральную воду вообще когда-нибудь увидит свет. Скорее всего, мы получим большое количество различных ГОСТов.