Школьный эксперимент по введению основ религиозного образования нельзя будет переждать, пересидеть. Меняется школа, она вновь приобретает воспитательные функции, они уже прописаны в новых образовательных стандартах.
Новоиспеченные родители часто оказываются не в состоянии воспитывать своих детей, руководителем сознания становится телевизор. Поэтому введение в школе предмета по основам - православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма, истории религий и светской этики должно противостоять пока торжествующему лозунгу "Бери от жизни все!", разрушающему устои общества, уничтожающему традиции, социальные институты.
Все вышесказанное - основные тезисы протодиакона Андрея Кураева, профессора Московской духовной академии и семинарии, профессора МГУ, который привез свой новый учебник по основам православной культуры для апробации в регионы. По поручению Патриарха отец Андрей отправился в турне по всем 19 регионам, где будет проводиться преподавание нового предмета. Первым регионом, куда о. Андрей отправился, стала Свердловская область.
Несмотря на то что книга вывешивалась в Интернете по мере написания и прошла через многочисленные дискуссии и критику со стороны читателей, каждая из глав переписывалась по 10 раз, у эксперимента еще масса проблем на пути.
Учебник попадет в руки одновременно и ученикам и учителям только в марте. Сами учителя признаются, что они практически "на нуле" в том, что им предстоит преподавать.
В ходе своих поездок по регионам отец Андрей рассказывает учителям о том, зачем, собственно, необходимо введение сего предмета, и максимально подробно рассказывает о тонкостях учебника.
В Свердловской области за 2 дня он посетил четыре крупных областных города, и в каждом его ждал полный зал учителей. В Каменск-Уральске ему аплодировали стоя. Педагоги были искренне благодарны за то, что им хотя бы по одному из модулей все досконально разъяснили.
Учителей, правда, отправляют на обучение в Москву, однако далеко не все регионы и не все школы могут позволить себе такую роскошь - отправить педагога на обучение в столицу.
Каждый родитель должен самостоятельно выбрать для своего ребенка ту программу, по которой он будет учиться. Однако уже сейчас есть масса случаев, когда руководители департаментов образования буквально фальсифицируют выборы. Выясняется, что в некоторых городах и школах почему-то все 100 процентов учащихся будут учиться только светской этике или только ОПК, а депутатов и священников выгоняют из зала во время "голосования".
Многие родители по-прежнему считают, что детей будут учить молиться, что они будут учить Евангелие или Коран. А многие директора школ неправильно понимают цели и задачи разделения по модулям. Это должно происходить не по религиозному признаку, а по интересам. Если вы еврей, это не значит, что ваш ребенок должен быть отправлен в модуль иудаизма. И православный родитель может выбрать для своего ребенка уроки по культуре ислама. И при этом можно не бояться, что из ребенка сделают мусульманина, буддиста или православного.
Вся программа преподавания изначально строится на том, что учитель доносит информацию о культуре. И говорит не "Евангелие нас учит...", но "Православные считают...".
Решать ребенок будет сам - принимать ему сказанное или нет, делать реальностью для себя историю про Христа или Мухаммеда или нет? Это, по словам о. Андрея Кураева, будет уже домашнее задание, где каждый сам с родителями что-то для себя решит.
У родителей сейчас есть возможность познакомиться только с программой по ОПК, по электронной версии учебника о. Андрея на его персональном сайте. Узнать подробно, чему будут учить детей на уроках этики или ислама, практически невозможно, авторы других учебников пока не встречались даже с учителями.