По всей стране местные власти обязаны выполнить поручение и выделить квартиры всем ветеранам. Но эта важная задача не может заменить повседневного внимания, в котором так нуждаются наши героические старики.
Корреспондент "РГ" уже несколько лет следит за судьбой жительницы саратовского села, которая когда-то стала известна на весь мир.
Весной 1945 года в Берлине фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей сделал знаменитый снимок: на фоне Бранденбургских ворот девушка-регулировщица в военной форме с флажками в руках командует движением проходящих мимо советских войск.
Снимок девушки-солдата стал своего рода символом победы нашей армии над фашизмом, светлым образом победной весны 1945 года. Много раз знаменитую фотографию перепечатывали газеты и журналы всего мира. Героиня этого снимка Мария Филипповна Лиманская между тем до сих пор живет в приволжском селе Звонаревка Саратовской области. Нельзя сказать, что в безвестности, но наедине с проблемами, которые местные чиновники заметили только теперь, в преддверии юбилея Победы.
Первый раз в гостях у регулировщицы с халдеевского снимка я побывал шесть лет назад. Маленький домик на двоих хозяев у деревенского пруда и рощи с многочисленными птичьими гнездами. Мария Филипповна сетовала на недуги и болезни, не расставалась с палочкой, но еще была полна сил, ходила в магазин, собиралась сажать картошку на огороде.
Показывала мне фотографии своих боевых подруг девушек-регулировщиц, с которыми переписывалась много лет после войны, и знаменитый снимок, который бывший военный фотокорреспондент прислал ей только в 1982 году.
- Нас многие фотографировали, когда мы стояли на посту у Бранденбургских ворот, - вспоминает Мария Лиманская.
На всю жизнь ей запомнилась одна встреча в эти дни. 2 мая к посту подъехал какой-то водитель и радостно крикнул девушке: "Сестричка, Победа!" Сначала Маша ему даже не поверила. А шофер сунул ей в руки какой-то сверток, мол, возьми, больше подарить нечего и уехал. В свертке оказались туфли-лодочки. Жаль только, что надеть их вместо солдатских сапог девушке не пришлось. В берлинском подвале, где жили девушки-регулировщицы, случился пожар: сгорели все вещи, письма из дома, фотографии и эти самые туфельки.
Позже часть, где служила Маша, регулировала движение в Потсдаме во время международной конференции стран-победительниц.
Однажды мимо проезжал кортеж британского премьера, ефрейтор Лиманская, как полагалось - руку к берету. Кортеж неожиданно остановился, и из машины вышел сам Черчилль. Через переводчика премьер спросил у регулировщицы, не обижают ли девушек британские солдаты.
- Пусть только попробуют обидеть, наши солдаты нас защитят, - отчеканила Мария.
...Как и всему ее поколению, Маше Лиманской, ставшей для миллионов людей символом Победы, выпала нелегкая судьба. На фронте она оказалась в 18 лет. В 1942 году на переправе в Ростовской области девчонке-регулировщице покалечил ногу обезумевший от страха во время бомбежки водитель грузовика. В Белоруссии в 1944 году Маша тяжело заболела малярией, ее едва выходили в госпитале. После войны одна поднимала двоих детей. Потом встретила, наконец, любимого человека, с которым прожила душа в душу 23 года.
Во время прошлой нашей встречи Мария Филипповна, человек очень скромный, на жизнь не жаловалась, а сейчас, как видно, силы на исходе: проблемы со здоровьем, да и бытовая неустроенность замучила.
По телефону Мария Филипповна рассказала про свои беды: крыша течет, дом разваливается. Дочка, которая живет в этом же селе, болеет, а зять умер. Недавно после обильного снегопада бабушке самой пришлось разгребать сугробы, чтобы выйти во двор, - удобства в деревенском доме на улице.
Мария Филипповна говорит, что сейчас у нее одна мечта: перебраться в дом к дочери. Ухаживать за собой ей самой уже не хватает сил, а там просторно, три комнаты, но тоже нужно делать ремонт.
Недавно судьбой регулировщицы озаботились депутаты областной Думы, про нее вспомнили на специальных слушаниях по проблемам ветеранов в областном законодательном собрании. Заместитель главы Марксовского муниципального района Сергей Баранов на этих слушаниях в присутствии областных депутатов пообещал корреспонденту "РГ", что квартиру дочки Марии Лиманской отремонтируют. По словам чиновника, участница войны сможет переехать туда к нынешнему апрелю.
Как объяснил Баранов, средств на ремонт квартир для ветеранов в муниципальном бюджете нет. А областной закон, по которому обещают выделить деньги на приведение в порядок жилья участникам войны, еще только разрабатывается.
Тем не менее муниципалитет нашел выход: ремонт квартиры обещают сделать за счет внебюджетных средств, спонсорской помощи местных предприятий, которые якобы готовы перечислить на это 300 тысяч рублей.
Непонятно одно: где местные чиновники были со своей инициативой раньше? Все эти годы?