Бизнес и общество не понимают, чего от них хочет власть, призывая к модернизации. При этом правительство, затевая перемены, рассчитывает как раз на поддержку широких масс - предпринимательских, общественных и экспертных. Такие противоречия обнаружил Красноярский экономический форум, главной темой которого стала как раз модернизация.
Правительство четко намерено двигаться к целям, заложенным в программе развития страны до 2020 года, курс на модернизацию является логическим продолжением этой задачи, главные перемены должны произойти уже через два года, объяснил участникам форума первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов. Однако, как выяснилось по результатам интерактивного голосования, 60 процентов делегатов концепцию долгосрочного развития страны не читали. Две трети собравшихся не понимают, чего от них хочет власть, призывая к модернизации. На вопрос "Согласны ли вы с тем, что бюрократы услышали призыв президента не кошмарить бизнес?" ответили положительно только 8 процентов опрошенных.
Шувалов в ответ сокрушался, что правительство много работает, но, видимо, недостаточно объясняет свои действия. И термины постарался уточнить. Дал понять, что модернизация - это не только технократические перемены (хотя и они тоже), но и создание совершенно иных условий жизни. При этом двигаться к ней предпочтительно быстрыми темпами - буквально совершив прорыв. Но параллельно нельзя нарушать социальное равновесие и уподобляться модернизаторам типа Ивана Грозного.
Эксперты, в свою очередь, сомневаются, что процесс может быть безболезненным. Модернизация, предупреждают они, обернется не только выигрышем.
Технологический рывок неизбежно приведет к высвобождению занятых - в доходах потеряют низкоквалифицированные рабочие, а также пенсионеры, прогнозирует управляющий директор компании "Тройка Диалог" Андрей Шаронов. Переменам в обществе не будут рады получатели необоснованной ренты - сидящие на "хлебных местах" недобросовестные чиновники. Значит, надо найти источники для оплаты потерь первой группе, а методом кнута и пряника сломить сопротивление второй. Не все так просто и с бизнесом, который должен поддержать модернизационный порыв рублем. Вкладываться в новые разработки кому-то просто не нужно, у других не хватает ни сил, ни средств. Да и стимулов, доказывающих, что заниматься высокими технологиями выгоднее, чем качать сырую нефть, немного. Государство ведет себя столь непредсказуемо, что бизнес чувствует себя будто на минном поле, сетовал один из выступавших. Стимулом могла бы стать конкуренция. Но она пока существует в основном "на бумаге": хотя формально в каждой отрасли действует большое количество компаний, на деле "правила игры" формируют в свою пользу несколько участников, передал мнение коллег модератор группы, где вырабатывались пожелания бизнес-сообщества, Ермолай Солженицын. При этом главным "тормозом" всех благих перемен стало среднее и нижнее звено чиновников. "Между энергичным модернизатором Шуваловым и реальностью - еще пять этажей. Сигнал о переменах посылают сверху, но пока он дойдет до последнего уровня, затухает", - сетовал президент корпорации "Майкрософт Рус" Николай Прянишников.
Идей о том, как все-таки сдвинуть модернизацию, прозвучало множество. От высокопарной - предложить обществу "окрыляющую идею", до вполне приземленных - лучше учить английский язык и отменить институт прописки. Но главная рекомендация, вызревшая по окончании форума, была все равно адресована власти. Надо двигаться к целям, которые были уже объявлены, не переключаясь на новые сверхидеи, завершить ранее начатую программу реформ, полагает Андрей Шаронов.
Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы:
- Нам, безусловно, придется платить за модернизацию. И если мы будем делать ее плохо и дорого, то платить придется больше. При этом в любом случае это будут деньги россиян. Если мы говорим, что модернизация пойдет за счет бюджета, то эти расходы все равно оплатят налогоплательщики. Если рассчитывать на средства бизнеса - это будут деньги, которые мы как покупатели даем компаниям.
Бизнес готов будет вкладываться в новые производства, но для этого ему нужны соответствующие стимулы. Прежде всего создавать новые заводы и технологии его может заставить конкуренция, особенно если будет защищаться частная собственность.
Есть много стран, которые успешно провели модернизацию, мы здесь далеко не первые. Не надо думать, будто у нас какой-то не такой народ или плохой климат. Все зависит от правил игры и выбранной цели.
Александр Новак, заместитель министра финансов:
- Сейчас обсуждаются три налоговые инициативы для поддержки инновационных предприятий. Первая касается ставок по платежам во внебюджетные фонды. Общая налоговая нагрузка по ним будет составлять с 2011 года не 36 процентов, как предполагалось раньше, а 34 процента. А для инновационных предприятий предложено как минимум на 5 лет сохранить льготу и оставить ставку на уровне 14 процентов. Также вырабатываются предложения по ускоренной амортизации оборудования, которое используется для производства инновационных продуктов. Если предложение будет принято, компании смогут уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.