В Казани судят экстремистов "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами"

В Казани начался суд над двумя членами женской халки казанской ячейки международной террористической организации "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами" ("Партия исламского освобождения").

Ранее реальные сроки заключения уже получили 12 лидеров и активистов из мужской халки. Расследование уголовного дела, где они выступали фигурантами, длилось три года.

По мнению обвинения, подсудимые планировали осуществить подготовку к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.

Приговор был суров - шесть граждан России и один из Таджикистана получили от четырех до восьми лет колонии строгого режима, еще четверым подсудимым за содействие следствию было назначено условное наказание. Один член организации был признан невменяемым.

Лидер Алмаз Хасанов, который получил восемь лет, обжаловал приговор в Верховном суде России, но ничего не добился - срок оставили без изменения.

Прикрылись Конституцией

Лидеры казанской ячейки "Хизб-ут Тахрир", которые во всеуслышание заявляли, что не признают российских законов, на суде активно прикрывались 51-й статьей Конституции, согласно которой "никто не обязан свидетельствовать против себя самого".

Сложности в расследовании заключались в том, что подобные дела в России, к счастью, редки, а поэтому руководствоваться готовыми рецептами сотрудникам УФСБ и МВД по Татарстану не приходилось. По словам руководителя пресс-службы УФСБ РФ по Татарстану Эдуарда Исмагилова, на следствие постоянно давили: члены этой запрещенной в России организации даром времени не теряли - вели активную кампанию, главной целью которой было выставить себя перед обществом мучениками, готовыми погибнуть за веру. Надо отдать должное, кампания имела успех - во время судебных заседаний в зале были замечены сочувствующие.

Перед вынесением вердикта группа поддержки молилась в коридорах Верховного суда РТ и раздавала комментарии. Активнее всех выступал брат одного из осужденных Рафис Сабитов. Его версия звучала так:

- Свидетелей пытали, а когда на суде они отказались от своих показаний, обвинили в том, что пытаются смягчить участь подозреваемым.

Кстати, в 2005 году Рафис Сабитов также получил срок за участие в религиозном объединении, запрещенном в России в связи с осуществлением экстремистской деятельности, и склонении к участию в террористической организации. Суд приговорил молодого человека к четырем годам лишения свободы, но уже через два года Сабитов погасил свой срок и вышел на свободу. Сейчас Рафис поддерживает брата и его сторонников, называя их не иначе как политзаключенными.

Завербовали в халку

Долгое время информация, касающаяся деятельности "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами", была засекречена в интересах следствия. Впервые сотрудники УФСБ Татарстана готовы рассказать корреспонденту "РГ" о том, как на протяжении многих лет организация плела свои сети в республике.

"Заразу" под названием "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами" в Татарстан занесли в 2004 году. Первым ее распространителем стал преподаватель из Узбекистана. Его пригласили в республику наряду с другими религиоведами из дальнего и ближнего зарубежья. Какие знания он мог дать ученикам, можно только догадываться. Бесспорно, свою задачу он выполнил - ряды "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами" стали активно пополняться.

По мнению заместителя муфтия Татарстана Валиуллы хазрата Якупова, это произошло в тот период, когда граждане нашей страны в массовом порядке стали интересоваться религией и находились на перепутье. Этим не преминули воспользоваться члены секты.

- Идея этой экстремистской партии о создании всемирной политической структуры в форме халифата в корне противоречит мировоззрению ислама, более того, является преступлением против исламской мысли, - говорит хазрат. - Наша религия на самой заре своего существования не приемлет нелегальных форм, она открыта обществу, поэтому все тайные собрания членов организации к исламу никакого отношения не имеют.

Тем не менее своих новых учеников мушрифы, так называют в организации учителей, вербовали в мечетях. Причем члены организации не утруждали себя поисками атеистов, чтобы, как в традиционном исламе, вовлечь их в религию и тем самым способствовать распространению веры. Так называемые учителя вербовали в секту уже сложившихся мусульман.

- Их интересовали исключительно молодые люди, по сути, пластилин, из которого можно лепить все что хочешь, - рассказывает Исмагилов. - Ребят приглашали на встречи, во время которых мушрифы пытались расположить к себе будущих учеников - дарисов - "глубокими" знаниями религиозной литературы.

Видеозапись одного из уроков попала в руки следователей. На ней видно, как новообращенные на протяжении всего занятия бубнят одну и ту же фразу, выдернутую из запрещенных учебников. Во время такого сеанса один из учеников жалуется, что у него разболелась голова. На это мушриф ему отвечает: "Не бойся, поначалу и у меня голова болела, а сейчас я привык".

- Это делалось для того, чтобы насадить новичков на крючок, чтобы молодые люди думали, что их учат правильному исламу, - говорит руководитель пресс-службы. - И когда дарисы заглатывали наживку, их начинали усиленно обрабатывать.

В одну группу - халку - набирали не больше 5 учеников. Мушрифы объясняли, что строго следуют традициям: на заре ислама пророк Мухаммед собирал тайные группы по пять человек. В действительности же лидеры партии подстраховывались: ученики из других групп не были знакомы между собой, а значит, не могли друг друга выдать. К тому же собрания малочисленной группы людей не вызвали бы подозрений.

Кстати, жен и мужей для дарисов тоже старались подбирать по партийному принципу. Так было легче контролировать учеников. К тому же дети, рожденные в таких браках, могли гарантированно лет в пятнадцать пополнить ряды членов "Хизб-ут Тахрир".

Во власти иллюзий

О том, как идет вербовка и работа в халках, мушрифы отчитывались перед вышестоящим руководством. В руках секретных служб оказались распечатки подробных отчетов, кем и когда был завербован новый член партии, как проходили уроки и какую литературу прочли. А также финансовые документы, кто и сколько внес денег в общую кассу.

- Со временем дарисам запрещалось читать иную литературу, кроме партийной, а также посещать другие лекции про ислам, объясняя, что там неправильно трактуют религию, - поясняет Эдуард Исмагилов. - Человек попадал в прямую зависимость от мушрифов. Кроме того, ученики давали сложную клятву с точки зрения глубоко верующего человека, нарушить которую было равносильно смерти. Мы узнавали у исламоведов, можно ли было освободиться от данного обещания. Нам ответили, что да, при условии выполнения серьезных религиозных обрядов. Но об этом ученикам знать не полагалось. Они были уверены, что в Судный день будут признаны героями и попадут в рай.

Когда дарисы достигали уровня мушрифа, им открывали путь к новым знаниям. И открывался этот этап с изучения российских законов, в частности, Конституции и Уголовно-процессуального кодекса РФ. Знать их назубок должен был каждый член организации.

- Вводился еще один важный урок - политзанятие. Мушрифы изучали каждое важное политическое событие, происходящее в нашей стране и мире, и обсуждали его с точки зрения партии. Эти знания им были необходимы для того, чтобы знать, как действовать, когда придет время поднимать массы. А это время, верили члены организации, обязательно наступит.

По данным УФСБ, уже подготовленным членам организации внушали, что они превыше других людей и способны стать политиками, которым под силу повести за собой народ. Естественно, прокладывать дорогу к халифату новоиспеченные политики должны будут с камнями и палками в руках, а то и с оружием.

Взрыв сознания

Об экстремистах и террористах судят по их "делам". Но ни один из громких террористических актов с "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами" не связывают. И причина тому, считает политолог Сергей Сергеев, кроется в особенностях построения стратегии данной организации. Фактически "Партия исламского освобождения" является террористической организацией особого типа.

- Ее члены не начинают свою деятельность со взрывов и убийств, как это делает, к примеру, "Аль-Каида", - говорит он. - Лидеры "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами" считают, что сначала нужно проникнуть в органы государственного управления, армию, обзавестись социальной базой и только потом предъявлять действующей власти свои требования, устраняя при этом тех государственных деятелей, которые стоят на их пути.

Условно наказанные

За пять лет в Татарстане были возбуждены десятки уголовных дел в отношении членов организации, и каждое из этих дел отличалось одно от другого. Все без исключения фигуранты были признаны виновными по разным статьям Уголовного кодекса, в том числе и по таким серьезным, как "насильственный захват власти", "возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства" и "терроризм".

Но это не конец истории. Далеко не все лидеры оказались за решеткой. Да и те, кто был ранее осужден, уже гуляют на свободе и пытаются вербовать новых членов партии.

- Добиться реальных, а не условных сроков для экстремистов довольно сложно, - говорит Эдуард Исмагилов. - Поскольку общество считает, что ничего страшного члены организации не совершили, никого не убили, ничего не взорвали, то их можно не изолировать от общества. А экстремистам это на руку - они начинают набирать еще большую активность. Если им однажды все сошло с рук, то сойдет и во второй раз. К сожалению, в мечетях республики уровень знаний имамов о вреде организации пока что низок. Да и литературу, разъясняющую, что такое "Хизб-ут Тахрир Аль-Ислами", найдешь далеко не во всех мечетях. Духовные лидеры Татарстана еще недооценивают угрозу, исходящую от этой экстремистской организации.

Одну фразу, выдернутую из запрещенных учебников, молодых членов экстремистской организации заставляли повторять целый урок.