В начале марта в Москве и Санкт-Петербурге пройдут концерты группы "Цветы", посвященные 40-летнему юбилею легендарной команды.
Их диски расходились по стране миллионными тиражами, а концерты шли в неизменно переполненных залах. Между тем, группа пережила два раза закрытия, а само ее название было в свое время запрещено...
Струна на спичке
"Российская газета": Стас, ваш отец был военным летчиком, и вас, наверное, с детства готовили к карьере офицера. А вы предпочли музыку…
Стас Намин: Вы знаете, все восприняли это абсолютно нормально, тем более что моя мама была профессиональным музыкантом и музыке меня учили с детства. Да и отец музыку любил. Мое детство прошло в военных гарнизонах, там я часто слушал его любимых Окуджаву и Галича, рок-н-ролл того времени - Элвиса Пресли, Чак Берри...
РГ: Да, но после четвертого класса вы учились уже в суворовском училище.
Намин: Сделать меня на всю жизнь военным никто в нашей семье не планировал. Это было просто хорошее начальное образование, которое, кстати, дало мне очень много - и физическую закалку и самодисциплину.
РГ: Играть на гитаре вы научились тоже в суворовском?
Намин: Моим первым учителем музыки, после мамы, был композитор Арно Бабаджанян, друг нашей семьи. Мы музицировали на домашнем фортепиано, а потом, да, в суворовском, в свободное время я осваивал гитару. Это была семиструнка, седьмую струну мы загибали за гриф, укрепляя ее спичкой, настраивали гитару как шестиструнную, включали "Битлз", и играли, следуя тон в тон за Харрисоном и Маккартни. Позже я брал уроки игры на классической гитаре - вот, собственно, и все мое музыкальное образование.
РГ: А когда вам захотелось играть на вечерах и танцах свои песни, а не "Битлз"?
Намин: Да почти сразу. Уже в 67-м, когда я организовал группу "Политбюро", мы уже играли не только западные хиты, а пытались писать на русском. В "Цветах" первая песня на русском языке появилась в 1969-м, "Я люблю рок-н-ролл". Кстати, в 70-х ее так и не удалось записать и впервые она вышла только в прошлом году, на диске "Назад в СССР".
РГ: Ваши первые песни были о любви, радости, счастье, и только в начале 80-х в них появился протест, свойственный року...
Намин: Я убежден, что все рок-музыканты в мире начинают играть эту музыку не из чувства протеста, а прежде всего от кайфа, и главное в этом кайфе не слова, а музыка! Рок-н-ролл несет свободу в самой музыке, но в какой-то момент, когда творческий человек сталкивается с циничной и жестокой внешней средой, он начинает на нее реагировать, и это отражается в песнях.
РГ: "Цветы" с этой средой столкнулись в 1974-м, после того, как записали первые миньоны и начали профессиональную карьеру.
Намин: Мы попытались работать под эгидой филармонии. Но график работы оказался совершенно невозможным: залы на концертах "Цветов" всегда набивались битком и филармонии было выгодно, чтобы группа давала по 2-3 концерта в день, переезжая из одного Дворца спорта в другой. Некогда было перевести дух, репетировать, писать новые песни. Мы рискнули возмутиться и тут же были уволены, а название "Цветы" было запрещено...
Музыка и свобода
РГ: Через два года группа возродились, а в 1986-м вы стали стали первыми советскими рокерами, проехавшими с турне чуть ли не по всему миру, включая Америку. Неужели там кому-то была интересна группа из СССР?
Намин: Вы знаете, да. Но на одном интересе те же американцы, воспитанные на рок-н-ролле, целый концерт не высидят, им нужна музыка. Если она не понравится, они уйдут после первой же песни. С наших концертов зрители не уходили, при том, что мы почти не пели по-английски. Сохранились видеозаписи тех выступлений и в интернете можно посмотреть как, скажем, на концерте группы в Миннеаполисе весь зал танцует и подпевает "Юрмале".
РГ: И после этого успеха группа Стаса Намина в 1990-м году прекращает свое существование...
Намин: Просто с перестройкой в стране открылось много возможностей, и я увлекся другими проектами. Сделал продюсерский центр, где мы помогали молодым группам, сделал совсем новый проект - группу "Парк Горького", которая, заключив контракт с фирмой Polygram Records, сенсационно прорвалась в американские чарты. Ну, и помимо этого были многочисленные музыкальные фестивали, радиостанция, первая в стране независимая фирма грамзаписи SNC Records , глянцевый журнал...
РГ: Да, но потом вы остановили и "Радио SNC" и журнал "Стас" и телекомпанию "SNC TV"...
Намин: Когда я все это придумывал и создавал, мне самому было трудно представить, что все получится, ведь я прожил столько лет в СССР, и тогда эти проекты могли только сниться во сне. Но вот все запустилось, в стране - в середине 90-х - появились зачатки шоу-бизнеса, и я почувствовал, что мне это неинтересно. Пройденный этап, понимаете! Я тогда начал сольные музыкальные проекты, увлекся фотографией, театром, бизнесом. В общем, с удовольствием ушел из публичной жизни, занявшись тем, что мне нравится.
РГ: Но потом, в 99-м, вы все-таки восстановили "Цветы". Правда, группа публично сыграла лишь юбилейный концерт на собственное 30-летие.
Намин: Тогда "Цветы" не планировали выходить на большую сцену. После юбилея группа работала в Театре музыки и драмы, который я тогда организовал, участвовала там в мюзикле "Волосы", рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда" и других спектаклях, выступала в эксклюзивных концертах, не стремясь засветиться в СМИ.
РГ: Почему же Вы решили выйти на эту сцену сейчас?
Намин: Нынешний состав "Цветов" - один из лучших за все время существования группы и мы почувствовали, что можем предложить публике то, чего нет сегодня на отечественной эстраде. С одной стороны напомнить наши ранние вещи, а с другой - показать, что и как мы играем сейчас. Молодежь слышала и "Звездочку мою" и Богатырскую силу", но вряд ли знает, что это песни "Цветов", ведь мы исчезли более 20 лет назад. А те, кто был молодым в 70-80-х , я думаю, с удовольствием послушают их снова, вспомнят молодость.
Назад в СССР
РГ: Для записи альбома старых хитов группы "Назад в СССР" вы выбрали студию Abbey Road? Только из-за имени, из-за того, что там писались "Битлз"?
Намин: Конечно, не только из-за этого. В записи на Abbey Road мы использовали уникальные технические возможности, которые сегодня есть только там. Да, мы пели именно в те микрофоны, в которые "Битлз" спели все свои песни, мы использовали старинный ламповый пульт, через который писались и "Битлз", и "Пинк Флойд", и другие супергруппы тех времен. Мы использовали только гитары Fender и Gibson первых выпусков, оригинальные усилители Vox и Orange - словом, ту самую технику, на которых писалась вся классика рок-н-ролла. Все треки были записаны на аналоговую пленку, и только после этого подверглись современной цифровой обработке. В результате, мне кажется, нам удалось добиться той удивительной теплоты и глубины звука, которые отличают записи 60-х - 70-х.
А что касается имени… Знаете, записываясь две недели по 12 часов в день в той самой студии, где писались наши кумиры, мы все почувствовали какую-то особую энергетику этого места. Все волнения мгновенно, буквально в первый день записи, исчезли, появились уверенность и концертный драйв, который, мне кажется, заметен на записи. Да, в этой студии и в самом деле живет какое-то рок-н-рольное волшебство.
РГ: Стас, а почему на диске "Назад в СССР" нет, скажем, "Идола", "Пустого ореха" и многих других вещей группы, широкой публике не слишком известных?
Намин: Этот диск собрал, в основном, песни "Цветов" написанные с 1969 по 82-й год. "Пустой Орех", "Идол", "Я не сдаюсь" и многие другие, в начале 80-х запрещенные к изданию на фирме "Мелодия", вместе с совсем новыми песнями войдут в новый альбом, который мы планируем записать летом. Это уже будет не "Назад в СССР", это будут "Цветы" 2010 года.
РГ: А вы уверены, что "Цветы" сумеют сегодня составить конкуренцию новым группам? И что ваш проект окупится?
Намин: Для меня деньги в искусстве никогда не были главным. В советские времена мы получали по ставке филармонии по пять рублей пятьдесят копеек за концерт - согласитесь, деньгами это назвать трудно. А к тому времени, когда здесь начался советский шоу-бизнес, "Цветов", слава Богу, уже не было. Решив записать на Abbey Road свои ранние песни, мы думали, прежде всего, о том, чтобы внятно и красиво завершить 40-летний этап жизни группы. И меня лично к этому подтолкнуло уж точно не жажда наживы. Скорее - творческие амбиции.
Солнце над нами
РГ: А что ваши амбиции подтолкнули приготовить к юбилейному концерту в Крокус Сити Холле?
Намин: Думаю, что концерт будет интересным для всех, а для нас - эпохальным. 6 марта "Цветы", конечно же, сыграют все свои лучшие песни. Вместе с нами их будут петь наши друзья - Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Николай Носков, Сергей Мазаев, Дмитрий Ревякин и другие великолепные музыканты. Из Лондона прилетит один из лучших барабанщиков мира Иен Томас, с которым мы записывались на Abbey Road. На сцену выйдут оркестр "Солисты Москвы" Юрия Башмета, московский детский хор Валентина Овсянникова, легендарные отечественные группы 60-х "Сокол", "Скифы" и "Политбюро", которые вместе споют гимн хиппи 60-х "Солнце над нами".
На концерте мы представим эскиз нашего нового совместного с группой "Скорпионс" проекта, римейк песни "Wind of Change", который будет записан в ближайшее время в новой аранжировке "Цветов" на русском и английском языках дуэтом Клаусом Майне - автором песни и солистом "Скорпионс" и Олегом Предтеченским - солистом "Цветов".
РГ: Стас, похоже "Цветы" открывают новую страницу своей биографии. А вы?
Намин: Знаете, в Лондоне я заново вник во все свои песни и аранжировки и почувствовал, что во мне просыпается тот самый юношеский кайф! Неожиданно для себя самого я написал там музыку и тексты к новым песням и тогда же понял, что снова готов взять гитару и играть вместе с группой. Так что 6-го марта вы увидите меня на сцене.
Досье
Цветы (в 1976-1980 "Группа Стаса Намина") - группа, созданная в 1969 г. гитаристом и автором песен Стасом Наминым (творческий псевдоним Анастаса Микояна). Одна из первых групп, привнесших элемент рок-музыки на советскую эстраду. В дискографии группы 14 альбомов и синглов, в советское время фирма "Мелодия" продала более 60 миллионов пластинок "Цветов".
10 самых известных песен группы "Цветы"
1.Звездочка моя ясная
2. Есть глаза у цветов
3. Рано прощаться
4. Старый рояль
5. Летний вечер
6. После дождя
7. Богатырская сила
8. Юрмала
9. Мы желаем счастья вам
10. Ностальгия по настоящему